Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок познания мира: «Семья — маленькое общество»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ким Жанна Борисовна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, КГУ «Комплекс школа детский-сад» поселка Шашубай Актогайского района

Ким Жанна Борисовна



Предмет

Познание мира

4 класс

Тема урока:

Семья – маленькое общество

Цели:

углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

  • раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха
  • развивать навыки ответственного поведения в семье
  • показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

 

Результаты обучения:

Демонстрация учениками умения излагать материал по теме «Семья — маленькое общество», понимания, умения объяснить, доказать свою точку зрения, высказать свое мнение. Умение делать выводы и обосновать свои выводы. Умения работать в команде, саморегуляция.

Ключевые идеи:

Развитие лексических и грамматических навыков будет осуществляться на основе взаимодействия «ученик-ученик», работа по критическому мышлению, через организацию обучения группах, применения диалогового обучения, исследовательской беседы, саморегуляции, организации работы по самооценки и взаимооценки, рефлексии.

Задания:

Знание

 

 

 

 

 

 

Понимание

 

Применение

 

Анализ

 

 

 

 

 

Синтез

 

Оценивание

Задание 1. 3 мин

Определение темы урока. Ответы детей на вопрос исследовательского характера с опорой на жизненный опыт: «Что есть, самое важное в жизни человека?» (развитие критического мышления)

 

Задание 2. 5 мин

Ответы на вопросы в ходе исследовательской беседы.

— Как вы понимаете значение слова «семья» ?

— Как образовано это слово?

Задание 3. 3 мин

Самостоятельная работа

— Составьте образ своей семьи. Подпишите лепестки цветка именами членов семьи (рефлексия).

Задание 4. 7 мин

Составление кластера «Почему семья важна для человека?». Защита презентаций (групповая работа)

Задание 5. 5мин

Работа с пословицами.

 —  Объясните смысл пословиц (групповая работа)

Задание 6. 3 мин

Рефлексия.

 — — Запишите самые теплые и красивые слова на своих цветках. Поменяйтесь своими цветками друг с друг (ИКТ включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд)

Задание 7. 7 мин

Составление кластера «Семейные традиции». Защита презентаций (групповая работа, лидерство)

 

Задание 8. 7 мин

Творческая деятельность. Коллаж . Защита работ (групповая работа, лидерство)

Задание 9. 5 мин

«Корзина идей» (работа в группе, индивидуальная работа)

 — Оцените значение семьи в жизни человека

Оценивание работы групп в течении урока (критериальное оценивание «правила работы в группе»)

 

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

  • раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха
  • развивать навыки ответственного поведения в семье
  • показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Ход урока

1. Определение темы урока

— Ребята, подумайте, что есть, самое важное в жизни человека? (ответы детей)

Сегодня, мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья.

2. Исследовательская беседа

— Как вы понимаете значение слова «семья»?

— Как образовано это слово?

3. Самостоятельная работа

— Перед вами лежат стикеры-цветочек. Составьте образ своей семьи. Подпишите лепестки цветка именами членов своей семьи. Познакомьте нас со своей семьей.

4. Деление на группы

— У кого цветок желтого цвета- образуют группу № 1, у кого цветок красного цвета- группа № 2.

Правила работы в группах:

  1. Работать дружно: быть внимательным друг другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела. Не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
  2. Работать по плану.
  3. Своевременно выполнять задание; следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  4. Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно без ошибок)
  5. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
  6. Работа в группе

— На плакатах, в виде кластера вы должны показать значимость семьи. Спикер каждой команды должен будет защитить работу своей группы. В конце урока каждая команда должна будет дать оценку работе другой команды. Работая в группе вы должны придерживаться правил работы в группе.

6. Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями (слайд 8)

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них. Работа в группе.

В родной семье и каша гуще (1 группа)

В своей семье и сам большой (2 группа)

(Дети читают пословицы, обсуждают в группе, дают свои комментарии)

7. Минутки тишины

Включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд.

— У каждого из вас на столах лежат цветы. Напишите на своем цветочке самые теплые, красивые слова. Обменяйтесь своими цветами друг с другом.

Давайте будем заботиться об этих Цветах.

8. Поразмышляем вместе

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них. На плакате, в виде кластера, покажите какие семейные традиции вы знаете. (Работа в группе. Защита проектов)

9. Разминочка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

— Те, у кого есть брат или братишка, встаньте и хлопните в ладоши

— У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

— Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

— У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

— Хлопните те, кто очень любит свою семью

10. Творческая деятельность

Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии. (Работа в группах. На ватмане выполняют творческую работу. Презентуют)

11. Оценивание. «Корзина идей»

Вы сегодня нашли на уроке пусть маленькое, но солнце своей семьи. Перед вами «корзина идей». Корзина наша пуста. Нам необходимо заполнить ее идеями. Вы должны оценить нашу работу на протяжении всего урока и ответить на вопрос: «Значение семьи в жизни человека». Напишите на цветочках- стикерах свои мнения. Обсудите в группе мнения, выберите наиболее оригинальные на ваш взгляд. Давайте заполним нашу корзину вашими идеями.

Категория: