Третий международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Урок по самопознанию на тему: «Осень золотая»

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Урок по самопознанию на тему: «Осень золотая» | Фото с сайта nanya.ru

Образовательные задачи:

  • Самостоятельно находить признаки осени.
  • Учить устанавливать связи между явлениями природы.

Развивательные задачи: Развивать наблюдательность речь детей, уменение обосновывать свои ответы.

Воспитательные задачи: Воспитать бережное отношение к растениям и животным.

Материал: план путешествия, осенние листья.

— Ребята сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем: «Сәлем күн, Сәлем аспан, Сәлем сен, Сәлем мен!» Присаживайтесь за парты. Отырыңдар

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам совершить путешествие в природу. Путешествие не простое, а волшебное. Мы сегодня постараемся раскрыть тайны природы. Вы согласны?

Воспитатель: Вам предстоит выбрать вид транспорта, а маршрут путешествия вам дан на доске. Посмотрите, какие остановки нас ожидают.
(назвать остановки).

Воспитатель: Ну, чтож, я вижу вы готовы отправиться в путь. Все готовы?
Но прежде, чем это сделать давайте вспомним: какое сейчас время года? Месяц сентябрь начало осени? А какая на улице погода? Как мы одеваемся осенью?
(ответы детей)

Матушка природа прислала нам конверт с вопросами.

Первая остановка «Солнечная»

Скажите ребята:

  1. Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно).
  2. Какое солнце было летом?(грело сильно, яркое)
  3. Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)
  4. Почему оно стало хуже греть?
  5. Какое солнце будет зимой?(зимой солнце будет светитьи греть еще меньше).
  6. Что было бы если солнце светило всегда и одинаково.(то не было бы зимы, осени, лета, весны)

Я предлагаю вам придумать определение к слову «Солнце» (яркое, теплое, искристое, лучистое, ласковое, жгучее, южное, северное)

Игра: Физминутка. Тербеледі, ағаштар.

А сейчас я вам загадаю загадку и мы узнаем какая следующая остановка:

    Он пришел наполнил кадки

    Поливал усердно грядки.

    С шумом окна промывал

    На крыльце потанцевал

    Побродил на крыше вволю

    И ушел по лужам в поле

    (дождь)

Вторая остановка «Дождливая»

Скажите ребята:

  1. Какой бывает дождь?
  2. На что похож дождь?
  3. Какой дождь бывает летом?
  4. Какой дождь бывает зимой?
  5. А какой дождь бывает осенью?

Обобщение: Дождь бывает разный. Летом идут веселые, слепые, грибные дожди. Осенью моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег. Но и летний и осенний дождь нам нужен. Послушайте стихотворение про дождь и определите, какой это дождьө осенний или летний:

    Шустрый дождь на длинных ножках

    Пробежался по дорожке

    Он ладони вымыл листьям

    Птицам перышки почистил,

    И с травою еле слышно

    Пошептался, погрустил,

    А потом ударил в крышу

    И виспуге отскочил.

    (о летнем дожде)

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем.

Игра: «Солнышко и дождик»

Вот мы подъехали к 3 остановке

Третья остановка «Лиственная»

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Как много листьев я принесла сегодня. Скажите, пожалуйста.

  1. Почему листья желтеют?
  2. Почему листья облетают?
  3. Что будет если листья не пожелтеют и не отпадут на зиму?(Замерзнет дерево и замерзнет земля)
  4. С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами).
  5. Как называется явление, когда падают листья? (ответы детей)

Посмотрите, все листья, которые лежат у вас на столе принадлежат разным деревьям. Найдите листья одного цвета? (ответы детей). Придумайте рассказ о рябиновом листочке. (Дамир, Наташа, Даша) Спасибо, рассказы все получились интересные.

Физминутка

Осень подарила детям листопад.

Последняя остановка «Осенняя»

  1. С чего начинается осень?(Становятся холодней дни, солнце светит меньше).
  2. Как изменяется долгота дня?(Солнышко меньше светит, дни становятся короче)
  3. Что происходит с деревьями насекомыми с наступлением холодов? (Листья начинают желтеть и облетать с деревьев, исчезают насекомые)
  4. Что происходит с птицами, когда исчезают все насекомые.(улетают в теплые птицы края)
  5. Что происходит с животными (одни животные меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку)
  6. А какие животные в спячку? (медведи, ежи, ящерицы)
  7. Что происходит в природе, после того, как засыпает медведь (выпадает первый снег, наступает зима)
  8. Стих: А сейчас нам Саша раскажет как он готов

Воспитатель: Вы молодцы, постарались ответить на все вопросы матушки-природы

Дети: Ай да мы молодцы! Молодцы, ай да мы!

А сейчас я предлагаю по играть в игру: «Хорошо-плохо»

Девочки будут говорить когда осень — это хорошо, а мальчики когда осень-это плохо: Фишки-листочки.
(Хорошо: поспевают овощи, фрукты, урожай, желтые листья, все становиться золотым можно бегать опавшим листьям, весело шуршат под ночами, дети идут в школу, встречи со своими друзьями. Плохо: идет противный дождь, пасмурные дни, на улице сыро, грязь холодно, все начинают болеть, одевают много одежды, мама не пускает гулять, птицы улетают, больше не поют).

Обобщение по игре: Значит осень-это хорошо и плохо одновременно. Пословица. Мы всё об осени сказали, осталось только стихи про осень почитать. Дети читают стихи.

Осень на опушке краски разводила.
По листве тхонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Осинку окрасила осень.

    Осинка мне нравится очень.

    Она позолотой блистает,

    Одно только жаль — облетает.
    И берёзки и осинки

    Злой, свирепый ветер гнёт.

    Гроздья красные рябинки

    С веток запросто сорвет.

    Это осени приметы:

    Ветер, холод, дождь, печаль.

    «До свиданья! — крикнем лету, —

    Вновь на целый год прощай!»

Спасибо дети. Много вы стихов об осени знает. Ваши знания и любовь к природе помогли раскрыть тайны природы и ответить на вопросы «Матушки-природы»
Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в природу? Если понравилось поднимите красный кружок, а если нет-синий.
А мне понравилось, что вы все были активны, много знаете об осени.
Вы, молодцы, Спасибо!

Категория: