Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по русской литературе в 6 классе на тему: «А.С. Пушкин „Станционный смотритель“»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Фельбуш О.С.

Фельбуш Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, второй квалификационной категории высшего уровня, КГУ «Кызыласкерская средняя школа им. В.М. Скачкова» село Кызыласкер Мамлютский район СКО

 

Цели урока:

 

  1. Выявить нравственные проблемы повести.
  2. Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
  3. Показать роль автора и рассказчика в повести «Станционный смотритель»,
  4. Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
  5. Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Проверяется в ходе всего урока

III. Вводное слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин был не только поэтом — в зрелые годы он создал ряд выдающихся драматических и прозаических произведений.

Осенью 1830 года из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца Болдине. И именно этому времени суждено было стать наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера «вылилась целая библиотека произведений». Само понятие «болдинская осень» стало метафорическим и означает максимальный творческий подъем. В числе прозаических произведений, написанных в Болдине, был цикл повестей, объединенных одним рассказчиком, так называемые «Повести Белкина», куда входят «Метель» и «Станционный смотритель».

«Повести Белкина» — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Мнимый автор повестей — Иван Петрович Белкин — самый обыкновенный человек, чья жизнь не богата значительными событиями, поэтому его записки — это пересказ услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Присутствие настоящего автора — Пушкина — ощущается в мягкой иронии, насмешливом или сочувственном отношении к героям повестей.

IV.Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель»

Работа по повести, прочитанной дома.

V. Понятие об образе «маленького человека» в литературе

Эпиграфом к повести «Станционный смотритель» взяты слова Князя Вяземского Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор.

Этими словами Пушкин хотел выразить иронию над своим героем. Несмотря на то, что данная повесть окрашена грустью, в ней есть ироничные моменты.

Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали стан¬ции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станцион¬ный смотритель.

Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение «маленький человек»).

«Маленький человек» — это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.

Работа со словом «диктатор».

— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?
— Почему?

(«Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной вла¬стью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проез¬жающие.)

Работа со значением имени героя: Самсон Вырин.

Здесь также мы видим иронию в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря.

Герой Пушкина — ничем не примечательный чиновник низше¬го класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. При-сущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пуш¬кина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

По существу, с Пушкина началась разработка одной из люби¬мых тем русской литературы — темы «маленького человека».

VI. Беседа по вопросам учебника

Стр. 208–209

1. Кто такие станционные смотрители? Почему автор сочувствует им?

2. Почему повесть называется «Станционный смотритель?»

3. Какие времена года описаны в повести А. С. Пушкина? Случайно ли первая встреча происходит весной, а последняя — осенью? В какое время года Дуня покидает своего отца?

4. Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин? Как меняется его внешность?

5. Что случилось с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней?

6. Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необыч¬ность ее судьбы?

7. Прокомментируйте (объясните) поведение гусара Минского, начиная с первой его минуты появления на станции.

8.Что мы узнаем о дальнейшей судьбе смотрителя и его дочери?

8. Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился: и умер?

9. Какую роль играет пейзаж? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?

10. В чем отличие сюжета повести А. С. Пушкина от библейской притчи о блудном сыне?

VII. Подведение итогов урока

— Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

— Кому из героев рассказчик симпатизирует?

— Кто же виноват в трагедии Вырина?

— Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

— Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, — это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?

— Девочки, что вам может сказать или сделать молодой человек, а вернее, ради чего в своей жизни вы бы бросили своего отца?

Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния. Также здесь говорится о том, что нельзя бросать близких и родных, совершать необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.

Домашнее задание

1. Подготовиться к сочинению по произведениям А. С. Пушкина.