VI международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

Урок по классу домбры «Освоение приемов игры на домбре на примере народных песен и кюев»

Шестой международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя

 

 

 

Сырлыбаева Мираш Ракашевна, преподаватель по классу домбра первой категории, стаж 21 год, ДМШ № 1 г. Байконур, Кызылординская область

Урок подготовлен с ученицей 1 класса Нуртазаевой Назерке.

Концертмейстер: Сактаганова А. С.

 

Урок по классу домбры «Освоение приемов игры на домбре на примере народных песен и кюев»

«Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу»
Петр Чайковский

Тип урока: комбинированный

Цель: Воспитание национального самосознания на основе народных песен и кюев.

Задачи:

Обучающая:

1. Отрабатывать навыки исполнения различных штрихов.
2. Сформировать у ребенка начальные аппликатурные навыки в игре на инструменте.
3. Воспитать у ученика умение слушать свое исполнение.

Развивающая:

1. Развивать образное мышление, художественное воображение
2. Развивать музыкальные исполнительские способности.
3. Развивать творческую активность учащегося (подготовка к концертным выступлениям).

Воспитательная:

1. Воспитать в ребенке толерантное отношение к музыкальным традициям своего народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на домбре.
2. Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие.

Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:

Традиционные:

  • информационно-рецептивный метод,
  • словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),
  • наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),
  • практические методы (упражнения).

Инновационные:

  • личностно-ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха, опора на потенциальные возможности ученика),
  • педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),
  • метод создания проблемных ситуаций,
  • здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока).

Оборудование:

  • домбра,
  • нотный материал,
  • пюпитр,
  • ноутбук,
  • иллюстрации.

План урока
I. Побуждение

1. Психолого-педагогический настрой — 1 мин.
2. Подготовка игрового аппарата к уроку — 7 мин.
— упражнения № 1,2,3
— гамма Соль мажор
— К. Черни «Этюд» C-dur

II. Осмысление

1. Русс. народная песня «Пойду ль я выйду ль я» — 3 мин.
2. Чешская народная  песня «Аннушка» — 4 мин.
3. Латышская народная  песня «Петух» — 3 мин.
4. Каз. народная  песня «Карлыгаш» (Ласточка) — 2 мин.
5. Физкультминутка (народ. танец «Кара жорга» в исполнении ученицы) — 4 мин.
6. Каз. нар. кюй «Кара жорга» (Черный иноходец) — 10 мин.
7. Каз. нар. кюй «Аксак кулан» (Хромой кулан) — 8 мин.

III. Рефлексия

1. Подведение итогов — 2 мин.
2. Домашнее задание — 1 мин.

Ход урока:

I.

1. Приветствие. Оглашение темы урока: «Освоение приемов игры на домбре на примере народных песен и кюев».

Урок проводится с обучающейся 1 класса народного отделения по классу домбры Нуртазаевой Назерке.

2. Подготовка игрового аппарата:

— упражнения № 1, 2, 3. Целью является развитие пальцевой беглости.
Обратить внимание на постановку обучающейся.

— гаммы Соль мажор, арпеджио.

Гамма в одну октаву — достижение хорошего, качественного звука, ровной мелодической линии. Обучающаяся играет гамму двумя приемами:

большим пальцем (Б Π) вниз и используя пиццикато (итал. pizzicato).
Следует соблюдать грамотное исполнение аппликатуры.

— К. Черни «Этюд» C-dur — ученица исполняет с концертмейстером.
Объяснить значение понятия «Этюд» (о композиторе).
Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном, собранном положении.

II. Определение понятия «народная песня».

Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные. Чаще всего у народной песни нет определенного автора, или автор неизвестен. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

«Мы ознакомились с понятием „народная песня“, а теперь я тебе предложу иллюстрации с национальными костюмами разных народов, а ты определи какой из них относится к какому народу». Обучающаяся определит к каким народам относятся показанные на иллюстрации национальные костюмы: русская, чешская, латышская, казахская.

Сегодня мы покажем на уроке четыре песни этих народов.

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Исполнение произведения с концертмейстером. Работа над звуками, динамикой, фразировкой. Уметь слушать концертмейстера.

2. Чешская нар. песня «Аннушка»

— работа над качеством звучания.
— работа различными приемами: над четкостью исполнения правой руки, точностью выполнения штрихов (акцентов). Выдерживать длительности нот.
— работа над динамическими оттенками.

Обучающаяся поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.

3. Латышская нар. песня «Петух»

Для осмысления образа используем рисунки обучающейся.

— работа с концертмейстером.
— работаем отдельно над особенно сложными местами исполняемого произведения.
— работа над качеством звучания.

4. Каз. нар. песня «Карлыгаш» (Ласточка)

Игра в ансамбле с педагогом.

Слушать сопровождение, выразительность и плавность мелодии. Уделить внимание к оформлению музыкальной фразы и достижения звукового баланса.

5. Физкультминутка

Помимо казахских народных песен, существуют народные кюи. Сегодня мы работаем над характером исполнения кюя «Кара жорга » (Черный иноходец).

Под ритм музыки этого кюя танцуют народный танец «Кара жорга».

Конь играл огромную роль в жизни казаха, поэтому танцующий подражал грациозным движениям человека, сидящего в седле. «Для начала покажи мне элементы народного танца „Кара жорга“ под мое исполнение этого кюя»

(Народ. танец «Кара жорга» в исполнении учащейся)

Обучающаяся танцует под исполнение преподавателем кюя «Кара жорга».

6. Каз. нар. кюй «Кара жорга» (Черный иноходец)

Беседа с ученицей о народном кюе.

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов.

Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а также особую группу составляют кюи посвященные животным и птицам.

Кюй «Кара жорга» написан в стиле "төкпе«(бас буын, негизги буын, ортангы буын, киши сага, улкен сага). Кюй играется в строй квинта.

При разучивании кюя обратить внимание на работу над отдельными трудными эпизодами. Играть кюй по цифрам. Работа над звукоизвлечением, интонацией, ритмом, динамикой.

7. Каз. нар. кюй «Аксак кулан»

К наиболее архаичным образцам домбровой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных. К таким кюям относится кюй «Аксак кулан». В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком.

Прежде чем приступить к детальному процессу освоения произведения, нужно, прежде всего, получить первое образное представление.

Просмотрев отрывок из мультфильма «Аксак кулан», можно создать свой художественно-слуховой образ, который и будет служить маяком для дальнейшей работы.

Показываем, играя на инструменте, как акцентировать сильную долю при исполнении кюя. Работа над звуковедением и динамикой.

IV. Подведение итогов урока, с указанием наиболее удачных моментов и обсуждение проблемных зон на которых необходимо заострить внимание во время занятий дома.

Список использованной литературы

1. А. Жайымов, С. Буркитов, Б. Ыскаков «Домбыра уйрену мектеби». — Алматы,1992
2. Чунин В. С. «Аппликатура начального этапа обучения домриста». — М., 1988
3. Т. Мергалиев, С. Буркитов, О. Дуйсен «Казак куйлеринин тарихы». — Алматы, 2000

Категория: