Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по истории Казахстана «Восточный базар»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Алышева Надежда Ивановна

Круглоозёрновская средняя общеобразовательная школа

г.Уральска Западноказахстанской области

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауви | Фото с сайта ourkz.ru

Урок повторения в 7 классе по истории Казахстана в средние века.

(Ролевая игра конкурсного типа с применением интерактивных методов)

Цель:

  • Создать атмосферу средневекового праздника, сформировать у школьников яркие образные представления о развитии средневековой культуры Казахстана.
  • Способствовать развитию картографических, образных, логических умений и навыков.
  • При помощи разыгрываемых реальных ситуаций создать ретроспективное восприятие действительности, которое поможет лучше воспринять материал.

Опережающее задание:

  1. Разбиться на гильдии.
  2. Придумать герб, нарисовать и объяснить символику, сочинить небольшой рассказ о своем государстве. Продумать свой средневековый «имидж». Выбрать город, придумать имя.
  3. Повторить темы учебника и дополнительную литературу по истории средневекового Казахстана. Акцентировать своё внимание на государства, возникшие в результате распада Золотой Орды.
  4. Создать средневековую рекламу товара.

Оборудование:

Слайдовая презентация темы, вспомогательные слайды, маршрутная карта средневекового Казахстана. Наглядности приготовленные учениками для своего образа. Сигнальные карточки. Оценочные листы.

План урока:

Ход урока: Дорогие друзья, сегодня мы собрали вас на курултай для решения весьма важного вопроса. Наш народ купцы, скотоводы ремесленники по хорошим товарам и честным торгам. Нам предстоит, временно забыть о соперничестве и борьбе, и назначить время и город проведения торгов. Последняя ярмарка у нас проходила в Шампани. Мы все присутствовали на ней и поделились своими отзывами. (Показываются слайды с ярмарки и зачитываться отзывы)

Первый гейм

Очередную ярмарку нам придётся организовать в Среднеазиатском городе. (слайдовое представление городов), а учащимся предлагается предлагать свои варианты городов.

По результатам представленным учащимися делается выбор города.

Итак: приглашаем всех на восточный базар в город…….!

Второй гейм

Перед учащимися карта средневекового Казахстана. По маршрутной карте учащимся предстоит указать маршрут до указанного торгового города.

Третий гейм

Знакомство. Представление «торговой гильдии» и герба своего государства.

Объясни поговорку:

1.Учитель определяет задание: Купец 12 века проводит в странствиях половину своего времени. Он ездит в крупные ремесленные центры. Дома он живёт сравнительно мало. Одетый в прочную дорожную куртку, закутанный в тёплый плащ, едет купец верхом на одной из лошадей везущих в телегах товар. С одной стороны седла лошади весит мешок с кормом для лошади, а с другой? (В качестве подсказки показывается сюжетный слайд, на нём цитата: «Дух наживы сильнее»)

2. Кого и почему называли мешок с перцем?

Четвёртый гейм

Участникам демонстрируется ежегодный календарь проведения ярмарок в Шампани. Объявляется конкурс «торги». Реклама, афиша своего товара.

Пятый гейм: «Интеллектуальное казино»

  • В одной из легенд о Чингисхане, рассказывается о назидании Чингисхана к своим сыновьям, на вопрос Джучи каким должен быть подлинный хан, Чингисхан ответил умным и сильным. На вопрос второго сына как сделать, чтобы люди уважали тебя, Великий хан ответил: «Не лишись трона!» на вопрос третьего сна Угедея как сохранить трон хан ответил, чтобы не допускать в своё окружение никого умнее себя. Что же ответил Чингисхан на вопрос четвёртого сына Тулуя: чем должен жертвовать хан ради своей славы?
  • Кто унаследовал власть в монгольской империи, созданной Чингисханом?
  • Шесть месяцев пути составляет эта богатая страна. Семиречье, Кажгария, сказочный Турфан. Из какого рода ханы правят там?
  • Почему монголы старшего возраста ходят сложив руки за спиной и ругаються на детей которые ходят также?
  • 1219 году после шести месячной осады пал Отрар, кто руководил осадой Отрара?
  • Согласно средневековым традициям в начале любого сражения должны были помериться силами сильнейшие богатыри. В начале какого сражения, произошел этот поединок?
  • Найти соответствие. Предлагается заполнить таблицу соответствия. Учитель на доске отмечает правильное заполнение.
  • По художественному сюжету определить о ком идёт речь? (сюжет из фильма Ермак).
  • Определить племя: (Подсказки)
    — Самое многочисленное племя в монгольском войске
    — С этим племенем связано распространение мусульманской религии в Казахстане и Средней Азии.
    — Этому племени удалось подчинить среднеазиатские государства.
    — Одно из племён проживающих на территории Могулистана.

Шестой гейм. Архитектура

Показываться слайды средневековой архитектуры: Нужно узнать мавзалей Кара хана, Эмира Тимура в Самарканде, Бабаджа Хатун и Айша Биби около Тараза, Башня семи ханов, мавзолей Джучи, мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауви.

Седьмой гейм: «Узнай личность»

По определённым подсказкам предстоит определить личность.

  1. Кто объявил ислам в Золотой Орде государственной религией? (Узбек хан)
  2. Cоздатель государства со столицей в Самарканде.
  3. Что тебе говорит это имя. Уклукбек.

Тур, для любознательных: Экскурс в средневековые бани, знакомство с Уральским городищем.

Задание: Подготовить творческий отчёт о средневековых кладах, результатах раскопок средневековых городов. Найти уникальный материал по культуре средневекового Казахстана.

Категория: