Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок мужества в 10 классе: Герои Казахстана в Великой Отечественной войне

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Чесноков Павел Васильевич преподаватель-организатор НВП ГУ «Приреченская общая средняя общеобразовательная школа» ЗКО, Теректинский район, с. Приречное

Урок мужества в 10 классе: Герои Казахстана в Великой Отечественной войне

(К 70-летию Великой Отечественной войны)

Цель:

1. Воспитательная. Формировать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свой народ, его историю.
2. Образовательная. Ознакомить учащихся с героическим подвигом казахских девушек.
3. Развивающая. Прививать навыки поисковой работы.

Оборудование: карта ВОВ, карта РК, книга Памяти, экспонаты музея времен ВОВ, грамзапись песни «Алия», фрагмент кинофильма «Песнь о Маншук».

Ведущий. Девятнадцать девичьих лет. Цифра небольшая для одной человеческой жизни. Но ровно столько отмерила судьба для Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, вписавшие своим героизмом навсегда имена в летопись истории Великой Отечественной войны...

Звучит песня «Алия» в исполнении Р. Рымбаевой.

l-й ученик.

Алия родилась в июне 1925 г., в колхозе «Коксай» Кобдинского района Актюбинской области. При рождении родители Нурмухамбет Саркулов и Маржан нарекли девочку редким именем «Ылия», в русской транскрипции — Алия или Лия в быту. Когда девочке исполнилось 6 лет, умерла ее мать. Отец вскоре передал Алию на воспитание дяде по материнской линии.

Аубакиру Молдагулову, военному коменданту Кзыл-Ординской железнодорожной станции. С семьей дяди Алия переезжает в шумную, отстраивающуюся, знаменитую своими тенистыми улицами и прозрачными арыками довоенную Алма-Ату.

В это время девочка абсолютно не знала русский язык, ей пришлось осваивать новый язык и новый городской образ жизни. В 1934 г. Аубакир Молдагулов поступает Военно-транспортную академию, которая находится в г. Москве, и перевозит семью туда. Сестра Алии Сапура позже вспоминала: «Конечно, в первое время нам привыкнуть к Москве было нелегко, так как там очень редко встречаются такие, как мы. И поэтому многие ребята нас дразнили «китаянка» или «кореянка». Но иные приходили к нам для того, чтобы нас развлечь, им было интересно на нас посмотреть, послушать как у нас получается русский акцент, задавая разные вопросы. В скором времени школьные товарищи привыкли к нам, стали приходить играть на квартиру. Развлекаясь с этими ребятами, мы научились многим русским играм.

Характер Лии был уже с детства настойчивый. Помнится ее фраза, когда ей было 3 года, встречая идущего на встречу теленка или козу, она им грозила: «Ты смотри, не бодай меня, разве ты не знаешь кто я — я Лия!» И когда жили в Москве, если мы играли с ребятами в «казаки-разбойники» или в лапту, если позвать Лию домой, или куда-нибудь послать, то она ни за что не соглашалась — прервать игру для нее было, нечто как преступление. Не подготовившись к урокам, она не выходила играть, или на прогулку. Настойчивость и усердие позволило успешно окончить среднюю школу, но уже в г. Ленинграде, куда перевели Военно—техническую Академию. Здесь с 1939 г. Алия находилась в детском доме, где она стала лучшей ученицей, работала пионервожатой, в редколлегии стенгазеты. За отличную учебу и активную общественную деятельность в 1939 г. Алия была направлена в солнечный «Артек»).

2-й ученик

Маншук Маметова родилась 23 декабря 1922 г., уроженка Нарынского края. Родители ее отец, Женсигали, и мать, Тойылша, имели еще двух сыновей — Кадыра и Нияза. Маншук же полюбилась родственникам, студентам из Саратова — Ахмету и Амине Маметовым. Их привязанность к девочке была так велика, что когда они попросили родителей отдать ее им на воспитание, Женсигали и Тойылша уступили. Маншук было всего пять лет. Вероятно, родители видя, что эти образованные молодые люди питают к девочке искренние чувства, не могли им отказать. Есть у казахов и древняя традиция — отдавать на воспитание своих детей своим близким родственникам, чтобы еще крепче и прочнее связывать узы братства.

Возможно, предвидели, свое печальное будущее: спустя 5 лет и отец и мать Маншук умерли, почти в один год. Осиротевших братьев- воспитывал Канат, брат Ахмета Маметова. Впоследствии братьев призвали в армию, и оба погибли на фронтах той кровавой бойни, Такова трагическая судьба семьи Маншук.

Новые родители Маншук: Ахмет — врач, мать Амина — филолог, как молодые даровитые специалисты, начинают активную трудовую и общественную деятельность. Они после завершения учебы в Саратове увлеченно работают более двух лет в Уральске. 10-летняя Маншук, трудолюбивая и усердная, одна из примерных учениц школы № 14. Затем семья Маметовых переезжает в Алма-Ату. Ахмет становится ведущим специалистом в системе республиканского здравоохранения. Маншук взрослеет. Юная, цветущая, она полна радужных планов на будущее, мечтает стать врачом.

Однако злой рок судьбы преследует ее и в столице: буря репрессий, прокатившаяся по Казахстану во второй половине 30-х, крушит семью Маметовых. Наш земляк, писатель Хамза Есенжанов, 17 лет просидевший в лагерях, рассказывал: «Репрессия косила в первую очередь новую казахскую интеллигенцию. Это были прекрасные, образованные люди. Даже меня, аспиранта, не миновала эта горькая участь. Я завершал диссертацию, когда по ложному обвинению был арестован и сослан в Сибирь, в Красноярский край. Мне еще повезло. Многие бесследно исчезли». Ахмета Маметова, одного из энергичных организаторов здравоохранения в республике, арестовали в 1938 году, и больше его Маншук не видела.

Она поступает в медицинский институт. Вскоре материальные трудности вынуждают ее совмещать учебу с работой в аппарате Совнаркома. С первых дней войны Маншук просится добровольцем на фронт. Ей 19 лет. Получив отказ, она продолжает настойчиво добиваться, чтобы ее отправили на фронт.

l-й ученик.

Война застала Алию ученицей 7-го класса. Уже тогда она обнаружила свой бесстрашный характер, смело обезвреживая вражеские зажигательные бомбы, падавшие на крышу ее любимого города. Вера Артамоновна Даниловцева, ее сокурсница по снайперской школе в г. Рыбинске, делилась воспоминаниями, что Алия мечтала после войны продолжить образование только в Ленинграде, а потом свои знания использовать во благо родного Казахстана.

Вскоре детдом эвакуировали из Ленинграда в Ярославскую область, где она поступила на первый курс Ленинградского авиационного техникума в г. Рыбинске. Еще в школьные годы Алия мечтала стать летчиком, как Мария Осипенко, Раскова. А. Молдагулова стала одним из лучших стрелков курса снайперов при техникуме.

Известно, что снайперское движение среди советских девушек зародилось с первых же дней Великой отечественной войны. По всей стране были oткрыты курсы снайперской подготовки, в том числе в г. Алма-Ате. В мае 1942 г. по инициативе Главного управления Всеобуча Народного комиссариата обороны СССР и Центрального Комитета ВЛКСМ была создана Центральная школа инструкторов снайперской подготовки, а при ней, в конце того же года, начали работать женские курсы отличных стрелков-снайперов. 1 декабря 1942 г. бюро цк ВЛКСМ вынесло решение по отбору на эти курсы лучших комсомолок Алия сразу же подала заявление в военкомат с просьбой о зачислении в одну из школ снайперской подготовки, 18 декабря 1942 г. она выехала в школу инструкторов снайперского дела на станции Вешняки в Подмосковье. Алия была лучшей курсанткой, вела активную общественную работу: была редактором ротного боевого листка и политинформатором взвода, принимала активное участие в работе кружка художественной самодеятельности, пользовал ась всеобщим уважением. Как мы видим, Алие были присуще все те качества, которые необходимы для профессиональногo снайпера: настойчивость, холоднокровие, сила воли, исключительная выносливость. За отличную учебу от комсомола она получила наградную винтовку с дарственной надписью.

2-й ученик

Маншук зачисляют в формируемую в Казахстане 100-ю стрелковую бригаду, которая в составе 3-й армии Калининского фронта участвует в боевых действиях. Так начинается новая судьба Маншук, полная тревог и опасностей. Обворожительная, с густыми и волнистыми волосами, большими глазами, хрупкая и нежная, она на себя обращает внимание однополчан стойкостью и необыкновенной выносливостью. Оставшиеся в живых фронтовые подруги Маншук пишут, что они в течение года жили в землянках и окопах. Окопы часто заливались водой, и ее вычерпывали ведрами. А в дождь шинели намокали так, что двухпудовой тяжестью давили на девичьи плечики. Если же ударяли морозы, то шинели превращались в ледяной панцирь. Однако в письмах Маншук ни разу не жалуется на невзгоды невыносимо тяжелого фронтового быта, она оптимистична и бодра. Она находит силы, чтобы подбодрить и других, помогает бойцам преодолеть страх тревожных и опасных предчувствий. И лучшим среством считает песню.

1-й ученик

Из писем Алии своей сестре и подруге детства Сапуре: 19 июня 1943 г. «Здравствуй, милая Сапура!... прежде всего хочу спросить — как твое здоровье, твоя жизнь, настроение и, вообще, жизнь родной республики? Напиши мне о себе и о родственниках подробно, подробно. Ты ведь понимаешь, как меня это будет радовать — я буду представлять как будто живу вместе с вами, там в родном Казахстане, хотя нас разделяют огромные километры. О! Как хочется повидаться с вами, побывать в родном ауле! Но! Ничего придет и этот час, когда мы будем праздновать нашу встречу, возвращение на родину и победу- все вместе! Ну, ладно мечтать хорошо, но надо возвращаться к действительности... Ты уже знаешь, что я учусь в снайперской школе, но пока мое письмо достигнет границ Казахстана, мы уже вероятно, закончим учебу. В настоящее время мы находимся в лагерях и готовимся к зачетам... Вот уже несколько дней, как приезжает к нам смена со всех концов Родины. Мне очень хочется, чтоб приехала хоть одна казахская девушка. Ведь в наш набор — ни одной, кроме меня... Да! Сколько я пережила, да, вообще, все как вспомнишь, то кажется не 18 лет, а целых полвека прожила, кажется... До свидания, родная сестра! Целую тебя, Лия!...

2-й ученик

Маншук с первых дней наступательных операций советских войск прозорливо оценивает сложность обстановки. В письмах к родным она делится своими тревогами. Все письма Маншук опубликованы в книгах, статьях и исследованиях писателей, журналистов и ученых. Вот одно из них письмо, адресованное приемной матери: «Апкетай! Я, конечно, очень соскучилась о вас. Мечтаю, если останусь жива, приехать домой. Моя судьба в боях шаткая... Трудно сказать, буду ли цела. Я вам пишу откровенно. Только, только не огорчайтесь и не думайте ни о чем. Если погибну, то за Родину, за отца, за вас. 7 августа 1943 года».

1-й ученик

Отважная девушка погибла в одном из наступательных боев на подступах к деревне «Н» в районе Новосокольников, где она везде была в первых рядах, увлекая за собой товарищей. Противник, стремясь вернуть оставленные позиции, трижды переходил в контратаку. Когда немцы пошли в наступление цепью, Алия, взяв в руки автомат, открыла меткий уничтожающий огонь. При отражении трех контратак противника Алия уничтожила 28 немецких офицеров. Нескольким вражеским солдатам и одному офицеру удалось ворваться в нашу траншею. Завязался рукопашный бой. Восемь гитлеровских солдат пали от пуль Алии. К ней подкрался немецкий офицер и смертельно ранил. Собрав последние силы, наша героиня выпустила автоматную очередь. Это был последний фашист, убитый девушкой — солдатом.

2-й ученик

15 октября 1943 года, Маншук участвует в последнем для себя бою. Она была командиром пулеметного отделения. Сперва батальоны занимают невысокую пологую высотку, а затем освобождают станцию Изочи. Однако фашисты, собрав свежие силы, организуют контратаку. Батальоны вынуждены отойти. Маншук прикрывает отступающих огнем из своего пулемета. В том бою она уничтожает 70 фашистов (по некоторым данным — около 100). Но погибает и сама. Ее представляют к награждению посмертно орденом Отечественной войны ІІ степени. Так завершается жизненный путь замечательной девушки из казахских степей старшего сержанта, пулеметчицы Маншук Маметовой.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Песнь о Маншук».

1-й ученик

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 г. ефрейтору Алие Молдагуловой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. из всех военных выпусков снайперской школы. Она единственная удостоена этого высокого звания. Имя Алии Молдагуловой навсегда стало гордостью казахского народа. Сила народа в его людях. Энергия Алии про стирается светлыми лучами через толщу лет.

2-й ученик

Короткая жизнь Маншук с детства была нелегкой и полной трагических, необратимых событий. И беспримерный подвиг ее воспринимается как цель роковых трагических обстоятельств, через которые она, словно по высшей Божьей воле, должна была сполна пройти. Это мученическая жизнь ради народа, ради высоких идеалов. И, вероятно, таким личностям дороги не предназначено...

Маншук предоставлена сама себе. Вероятно, держать оборону на высотке было ее личным решением. И ее мужество в этих условиях беспредельно и беспримерно. Отступавшие бойцы, находясь на внушительном расстоянии, слышат пулеметные очереди. Это Маншук отбивает атаки фашистов, перебегая, проползая по осенней грязи от одного «Максима» к другому. Пулеметы замолкают... Маншук была расстреляна из орудия подошедшего фашистского танка. . .

1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий.

Маншук и Алия остались в нашей памяти вечно юными. Они стали легендами и народными героинями. Они никогда не будут стареть в нашем воображении, в наших сердцах, как и образы Кыз-Жибек и Баян-Сулу. 

Использованная литература.

  • Журнал «Балдырган» 2000 г. статья «Элия»
  • Девятиомный популярный справочник «Казахи» том ІІ
  • Издательский дом «Бiлiк» Алматы 2003 г.
  • История Казахстана 10 класс.