Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок математики «Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жагупарова Мадина Жуматовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Талшыкская средняя школа» Акимата Акжарского района Северо-Казахстанской области

Жагупарова Мадина Жуматовна

Цель: повторить и закрепить раннее изученный материал по теме

Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий организовать ситуации для закрепления следующих знаний:

  • алгоритма выполнения умножения и деления трёхзначного числа на однозначное,
  • формул нахождения площади фигур,
  • воспитания умения работать в парах, группах.

Тип урока: урок-легенда, урок закрепления полученных знании.

Форма урока: фронтальная, групповая, коллективная.

Метод проведения: иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: интерактивная доска, презентация (слайды), ноутбук,

1. Вводно-мотивационная часть

2. Психологический настрой

Я в школе на уроке
Сейчас начну учиться
Я радуюсь этому
В моей душе светит солнце
Мне очень тепло
Это тепло я посылаю всем людям Земли.

3. Устный счёт

— В гости дождик зачастил
Старый тополь загрустил
— Спой мне, птичка, — прошу
А она в ответ: — Спешу!
Собираю в путь семью,
Возвращусь весной — спою! (Ласточка)

Учитель: — Значит, какая птица «приносит» нам весну?

Дети: — Ласточка.

Учитель: Какую сказку мы проходили в этом году, о птицах которые показывали, что доброе дело награждается богатством и счастьем, а злое, нечестное — наказуемо бедой и пожаром.

Дети: — Корейская народная сказка «Ласточка».

«Кто быстрее пробежит круг?» (3 ученика)

1.4*3        2.7*8        3.6*6
   9*3          5*8           9*6
   5*3          8*8           2*6
   6*3          3*8           5*6

(Познавательная информация)

4. Закрепление — умножение двухзначного и трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд

Учитель: — А младший Хын Бу, был человек бедный, но добрый, приветливый. У него было много детей. Тесно и голодно было в его ветхом домишке, но жила вся семья дружно. Каким был человеком

Хын Бу?

Дети: — Добрым, честным и не завидовал никому.

Учитель: — Зачем ты лепишь гнездо под моей бедной кровлей? Она не защитит твоё гнездо от холодного ветра, и ты не найдёшь на моём дворе ни зёрен, ни крошек. Что имел в виду Хын Бу этими словами?

Дети: — Что ласточка останется голодным и может замёрзнуть?

Ученики записывают выражения у доски с комментированием.

1 ряд — Вам принёс свои примеры голубь? 27*3
                                                                         186*2
2 ряд — Вам принёс свои примеры ласточка? 49*4
                                                                            236*2

— Вам нужно будет решить эти примеры столбиком с объяснением у доски?

5. Повторение — компоненты сложения и вычитания (стр. 256 № 2)

Учитель: — Прошла зима, и снова настала весна. Ласточки вернулись в деревню, где жили братья Хын Бу и Нор Бу. Вдруг прилетела ласточка, закружилась над головой Хын Бу, защебетала свою весёлую песенку и что-то уронила к его ногам. Нор Бу мечтает о новых богатствах. Нор Бу дрожащими руками поспешно схватил семечко и, озираясь по сторонам, чтобы никто не увидел, посадил его у своего дома.

Учитель: — Назовите компоненты при сложении?

Дети: — 1 слагаемое, 2слагаемое, значение суммы.

Учитель: — Как найти неизвестное первое слагаемое?

Дети: — Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое.

Учитель: — Второе слагаемое.

Дети: — Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое.

Учитель: — Как называются компоненты при вычитании?

Дети: — Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.

Учитель: — Как найти уменьшаемое?

Дети: — Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Учитель: — Вычитаемое?

Дети: — Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности.

Учитель: — С первой таблицей работают учащиеся 1 варианта, а ученики, сидящие на 2 варианте выполняют вторую таблицу?

Ученики записывают ответы выражения у доски с комментированием.

1) 400 — 163 = 237               390 — 130 = 260                300 — 106 = 194
151 + 279 = 430                   1000 — 810 =190
2) 600 — 150 = 450              100 + 59 = 159                    71 + 71 = 142
420 — 200 = 220                  300 — 64 = 236

6. Физминутка. Дети поют песню «Лесной марш»

Нам птицы просигналили подъём
Привычными тропинками проходим мы
Мы каждую тропинку обойдём
В лесах любимой Родины.

Припев: Мы сами написали в лесной зелёной книжке
О том, что есть у леса надёжные друзья,
Такие же мальчишки, такие же девчонки,
Такие же, как ты да я.

7. Работа над задачами по группам

Учитель: — Вся семья Хын Бу заботливо ухаживала за тыквой. Тыква быстро росла и скоро обвила стеблями всю крышу. Распустились три белых цветка, затем появилась завязь.

Учитель: — Как звали двух братьев?

Дети: — Хын Бу и Нор Бу.

Учитель: — Какая была семья Хын Бу?

Дети: — Семья Хын Бу была трудолюбивая?

Учитель: — Как вы думаете, какие семена попали Хын Бу?

Дети: — В которых были еда, одежда и драгоценности.

Учитель: — А что, вы знаете про тыквы?

Дети: — Тыква относится к теплолюбивым и светолюбивым растениям, древнейшее, культурное растение, жители Мексики питались ею за 3000 лет до нашей эры. Разновидность тыкв — твердокорая, мускатная, крупноплодная. В плодовой мякоти много полезных веществ. В ней обнаружены витамины В1, в2, в3; соли меди, кальции, железа, а также каротин. Используют тыкву в лечебном питании при заболеваниях органов пищеварения. На тертой мякотью обкладывают места на теле при экземе, ожогах и обморажевании.

Задача — 1 группы.

В двух тыквах по 48 семечек. А в третьей тыкве 240 семечек. Сколько всего семечек собрала семья Хын Бу из трёх тыкв?

Учитель: — О чём говорится в задаче?

Дети: — О семечках, которые находились в тыквах.

Учитель: — Что известно в задаче? Запишите на доске краткую запись.

Дети: — В двух тыквах по 48 семечек, а в третьей — 240 семечек.

Учитель: — Какой вопрос задачи?

Дети: — Сколько всего семечек собрала семья Хын Бу из трёх тыкв.

Учитель: — Можно ли ответить на вопрос задачи сразу?

Дети: — Нет.

Учитель: — Почему?

Дети: — Вначале нужно узнать, сколько всего семечек в двух тыквах.

Учитель: — Как и каким действием?

Дети: — Нужно 48 семечек умножить на 2 тыквы.

Учитель: — А теперь можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Дети: — К 240 семечкам прибавить 96 семечек.

Учитель: — Что этим самым мы узнаем?

Дети: — Сколько всего семечек в трёх тыквах.

Ученик записывает решение у доски с комментированием.

2 тыквы — по 48 семечек
3-я тыква — 240 семечек?

1) 48 * 2 = 96 (семечек)
2) 240 + 96 = 336 (семечек)

Ответ: в трёх тыквах Хын Бу — 336 семечек.

Учитель: — На крыше дома Нор Бу поспели три огромные тыквы. Нор Бу сорвал их тёмной ночью и стал распиливать. Тут же, вся дрожа от жадности, стояла его жена.

Задача — 2 группы.

В двух тыквах по 63 семечек. А в третьей тыкве 380 семечек. Сколько всего семечек собрала семья Нор Бу из трёх тыкв?

Учитель: — О чём говорится в задаче?

Дети: — О семье Нор Бу, которому ласточка подарила три тыквы с семечками.

Учитель: — Какие семечки были у Нор бу?

Дети: — Семечки у Нор Бу были с гусеницами, с гадюками и с жабами.

Учитель: — Что известно в задаче? Запишите на доске.

Дети: — В двух тыквах по 63 семечек и в третьей тыкве 380 семечек.

Учитель: — Какой вопрос задачи?

Дети: — Сколько всего семечек в трёх тыквах.

Учитель: — Можем ли ответить на вопрос задачи сразу?

Дети: — Нет. Нужно вначале узнать, сколько всего в двух тыквах.

Учитель: — А теперь можем ли мы ответить на вопрос задачи? Как?

Дети: — Да. Нужно число третьей тыквы прибавить на сумму двух тыкв.

Учитель: — Что мы узнали?

Дети: — Сколько семечек в трёх тыквах.

Ученик записывает решение у доски с комментированием.

2 тыквы — по 63 семечек
3-я тыква — 380 семечек?

1) 63 * 2 = 189 (семечек)
2) 380 + 189 = 569 (семечек)

Ответ: в трёх тыквах Нор Бу — 569 семечек.

8. Решение уравнений

стр. 257 № 5

Седой старик, а свято верил в то, 
Что справедливо древнее поверье:
«Коль ласточка на крыше вьёт гнездо,
То счастье непременно входит в двери…»

Учитель: — Из какого произведения эти строки? — Назовите автора?

Дети: — Е.Елубаев «Легенда о ласточке».

Учитель: — Какие это уравнения?

Дети: — Сложные.

Учитель: — Что мы должны сделать, чтобы решить уравнения?

Дети: — Нужно из сложного уравнения получить простое.

Учитель: — А для этого нужно сделать?

Дети: — Нужно узнать разность чисел, которые стоят в скобке.

— Узнать сумму чисел правой стороны.

Учитель: — Что у нас получилось?

Дети: — Простое уравнение.

Учитель: — Что у вас неизвестно? Как мы найдём первое слагаемое и вычитаемое?

Дети: — Первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, нужно от значения суммы отнять второе слагаемое.

— Вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно от уменьшаемого отнять значение разности.

Учитель: — Чему равно первое слагаемое?

— Чему равно вычитаемое?

Дети: — Первое слагаемое равно 377.

— Вычитаемое равно 380.

Х + (600 — 127) = 850                900 — а = 340 + 180
Х + 473 = 850                            900 — а = 520
Х = 850 — 473                           а = 900 — 520
Х = 377                                     а = 380
377 + (600 — 127) = 850            900 — 380 = 340 + 180
850 = 850                                  520 = 520

9. Построим переход через реку

36: 6 6*9
48: 6 6*7
18: 6 6 *2

Учитель: — Переходя через реку, вы решали выражения на умножения и деления. Какие были случаи умножения и деления у детей?

Дети: — Табличные случаи умножения и деления.

10. Нахождение площади фигур

Спасение птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на снегу,
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
Оживут бедняжки,
По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая: «Спасибо вам великое»

Задание: — Одна сторона прямоугольника 9 см, это на 6 см меньше его другой стороны. Вычислите площадь прямоугольника.

Учитель: — Что такое площадь фигуры?

Дети: — Площадь это произведение длины и ширины.

Учитель: — Что за фигура?

Дети: — Прямоугольник.

Учитель: — Можем ли мы сразу найти площадь?

Дети: — Нет.

Учитель: — А что должны сделать?

Дети: — Найти вторую сторону прямоугольника.

Учитель: — Как найдём другую сторону прямоугольника.

Дети: — Нужно к 9 см прибавить то число, т. е. на сколько меньше это значит 6.

Учитель: — Каким действием мы узнаем длину второй стороны?

Дети: — Сложением.

Учитель: — Почему? Какой вопрос у другой стороны?

Дети: — Косвенный.

Дети работают самостоятельно. Учитель проверяет.

1 сторона — 9 см, это на 6 см меньше.
S = ? 9 + 6 = 15 (см)
S = 15 * 9 = 135 см 2
Ответ: S = 135 см²

11. Дом.задание — стр. 257 № 9, № 11

12. Рефлексия

Красный — радость
Жёлтый — приятное
Зелёный — спокойное
Синий — грустное
Фиолетовый — тревожный
Оранжевый — удовлетворение
Чёрный — неудовлетворение

13. Оценки

Категория: