Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы в 8 классе на тему «Ярмарка знаний, посвящённая творчеству Н. В. Гоголя»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сюсюкина Оксана Валентиновна, учитель русского языка и литературы Саумалкольской школы-гимназии № 2 Айыртауского района Северо-Казахстанской области РК

Урок литературы в 8 классе на тему «Ярмарка знаний, посвящённая творчеству Н. В. Гоголя»

Цель: развитие интереса к изучению творчества великого русского писателя; обобщение знаний о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

Задачи:

  • повторить известные учащимся сведения о Н. В. Гоголе;
  • развивать творческие способности учащихся, речь, умение работать в группе;
  • воспитывать уважение к труду творческому.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Вид урока: урок-игра

Оборудование: слайды с портретом Гоголя, его высказываниями, таблички с номерами команд, «знайчики» — деньги ярмарки, атрибуты для инсценировок, костюмы, дипломы.

Предварительная работа: класс разбивается на группы, каждая группа получает задание подготовить сообщение на конкретную тему о жизни и творчестве писателя, написать стихотворение или эссе о Гоголе, его творениях или героях, нарисовать иллюстрацию или коллаж к творчеству.

Ход мероприятия

I. Вводная часть

Добрый день, дорогие восьмиклассники! Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня у нас необычная встреча. Мы все вместе проведём ярмарку знаний. Кстати, что такое ярмарка? (ответы учащихся) (Слайд 1) Да, ярмарка — это устраиваемый регулярно, в определённое время и в определённом месте торг, на котором бывают также различные увеселения. Значит, вы будете продавать свой товар, знания, покупать, мы будем торговать, используя богатство русского языка. Специально для нашей ярмарки отпечатана валюта — «знайчики» достоинством 1, 3 и 5 единиц (показать). Каждая команда выбирает себе казначея, который будет вести подсчёт валюты, и, естественно, победит та команда, у которой к концу ярмарки насчитается больше всего «знайчиков». Это организационные вопросы, теперь перейдём непосредственно к теме.

Вы закончили изучение творчества Николая Васильевича Гоголя (Слайд 2) Произведения этого замечательного писателя учат нас добру и справедливости, верности Родине и вере в силу любви, воспитывают неприятие лжи, подхалимства, взяточничества, прививают любовь ко всему народному, настоящему. Как вы уже поняли, темой нашей ярмарки знаний будет уважаемый господин Гоголь и его бессмертные творения.

(Слайд 3) Мы называем Гоголя без всякого сравнения величайшим из русских писателей по значению.

Н. Г. Чернышевский

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.

Н. В. Гоголь

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

Н. В. Гоголь

А начнём мы со вступления о детских и юношеских годах писателя.

Н.В Гоголь родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года.

Семья у Гоголей была большая. Жили они на Украине в родовом имении, недалеко от Миргорода, на хуторе Васильевка, или, как раньше его называли, Яновщина. (Слайд 4) Семья Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь ни в чём не нуждалась и жила так же, как все помещичьи семьи того времени,- трудами своих крестьян. Но денег в доме всегда было мало, и посылать своих детей учиться в дорогие учебные заведения отец не мог.

Дом Гоголей, небольшой, с колоннами и двумя башенками по углам, стоял в тенистом саду. Перед домом были разбитые клумбы, росли кусты. Недалеко за хутором виднелись белые мазанки крестьян с соломенными крышами, вишнёвыми садами, господские огороды. Дальше — пруды, а за прудами — неоглядные украинские степи. (Слайд 5)

Зимой хутор заносило снегом. Дети больше сидели в комнатах. Вечерами отец читал матери вслух новые журналы, книги, какой-нибудь отрывок из своей комедии — он любил литературу, театр и сам писал стихи, пьесы. Старший, Никоша, подсаживался к бабушке, она рассказывала про старые времена, пела песни.

Весной на хуторе всё оживало, начиналось самоё весёлое время — работа в саду. У Никоши с раннего детства была страсть к садоводству. Вместе с отцом он разводил цветы, прокладывал дорожки, ухаживал за садом. Василий Афанасьевич любил давать необыкновенные названия обыкновенным местам: небольшая поляна в саду называлась «Долина спокойствия», простая беседка носила громкое название «Беседа размышлений», был и «Грот уединения». Иногда, отдыхая после трудов в «Беседке размышлений» или гуляя с детьми в поле, отец задавал им литературные задания: назовёт слова — «солнце», «небеса», «степь»- и велит подобрать к ним рифмы и сочинить стихотворение. В таких случаях Никоша всегда отвечал быстрее других — он был находчивее, острее на язык и не по годам серьёзен, наблюдателен.

Летом 1818 года в доме помещика Гоголя-Яновского только и было разговоров о том, что двое старших детей — сыновья Иван и Николай (Слайд 6) уезжают учиться в Полтаву в уездное училище. Василий Афанасьевич знал, что немногому научатся они в поветовом училище, но принуждён был так поступить, " не имея средств доставить им лучшее место воспитания». В училище братья пробыли только год. Летом на каникулах умер брат Иван. Смерть брата стала для Николая первым горем в родном доме. Он тяжело заболел, болел долго и после болезни вытянулся, похудел, как-то сразу повзрослел. Ему шёл одиннадцатый год, надо было продолжать учиться. Никошу снова отвезли в Полтаву, устроили к опытному и внимательному учителю. Мальчик жил у него и готовился во второй класс гимназии.

Около того времени в Нежине открылось новое учебное заведение — Гимназия высших наук.(Слайд 7) Все говорили, что это лучшее учебное заведение на Украине, и отец мечтал устроить Никошу в эту гимназию. Но для того, чтобы содержать сына в гимназии, нужны были немалые деньги. Как ни тяжело было отцу, но пришлось за помощью обращаться к богатому родственнику Трощинскому. Вельможа дал денег в долг и помог устроить Никошу в гимназию.

До Нежина ехали несколько дней. Экзамен Николай выдержал хорошо и был принят во второй класс. Скоро отец уехал, Никоша остался один. Первое время он сильно тосковал, плакал по ночам. Невысокий, остроносый подросток с умными карими глазами, застенчивый, он с трудом привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими гимназистами. Природная жизнерадостность и серьёзность как-то сочетались в Гоголе с озорной выдумкой, с неистощимой весёлостью. Он обладал изумительным даром, как говорили товарищи, подмечать всё глупое, смешное в характере и поступках людей. Шутки его были не всегда безобидные, выдумки не всегда добродушные, но друзья ему прощали многое. Гоголь был душою всех интересных начинаний в гимназии. В каждое дело он вносил своё вдохновение, своё трудолюбие, свою острую наблюдательность. Когда в гимназии организовали театральный кружок, Гоголь разыскивал пьесы для постановки, устраивал сцену, писал декорации, шил костюмы, вместе с товарищами сочинял и пьесы. Совершенно неподражаем был будущий писатель, когда сам играл роли, особенно удавались ему комические старухи. Современники говорили, что ни одной актрисе того времени не удалось сыграть роль госпожи Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль» так, как она удалась 16-летнему Гоголю.

Когда Гоголь был в старших классах, в гимназии организовали литературный кружок. Гимназисты собирались каждую неделю, читали свои произведения, обсуждали их. При кружке вскоре стали издавать рукописные журналы, и Гоголь был редактором, художником, часто переписчиком этих журналов.

Постепенно завязывались знакомства с нежинскими жителями. Гоголь бывал на вечеринках, на свадьбах, любил слушать свадебные песни, разговоры, рассказы простых людей. Он часами мог слушать какого-нибудь старого бандуриста, смотрел на пляски, сам любил поплясать. Всё это позже нашло самое непосредственное отражение в творчестве писателя. (Слайд 8)

За полгода до окончания гимназии Гоголь писал матери, что занимается целый день, с утра до вечера. В июне 1828 года были выпускные экзамены. Все 24 предмета, которые требовалось сдавать, Гоголь сдал хорошо. Кончилась нежинская жизнь.

II. Ярмарка

1) Защита сообщений (команды используют презентации, выступления)

Итак, приступаем к торговле знаниями. Все команды заранее получили темы сообщений, у них была возможность пользоваться всеми доступными средствами информации и сейчас они продемонстрируют, что у них получилось. Команда № 1, пожалуйста, ваш товар!

Сообщение «Взрослая жизнь Гоголя»

Спасибо. А теперь оценим в «знайчиках» это выступление. Высшая оценка — 5. Только аргументируйте, почему именно так вы оценили (высказывания команд).

Теперь прошу команду № 2 выйти.

Сообщение «Творчество Гоголя»

Благодарю за выступление. Давайте оценим вторую команду (высказывания).

Предоставим слово команде № 3.

Сообщение «Последние годы»

Спасибо, команда. Слушаем оценку ваших соперников (выступление).

Посмотрите, на ваших столах появились первые, честно заработанные деньги. А сейчас у вас будет возможность пополнить кассу команд. Прошу вас сосредоточиться, вспомнить только что прослушанное и внимательно выслушать мои вопросы. Если команда знает ответ, спокойно поднимаем фишку. Один ответ — один знайчик.

2) Викторина

1. Где и когда родился Н.В Гоголь? (1 апр. 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии)
2. Какую двойную фамилию носил отец Гоголя? (Гоголь-Яновский)
3. Какое образовательное заведение окончил писатель? (Нежинскую гимназию высших наук)
4. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? (роль Простаковой)
5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким именем оно было подписано? («Ганс Кюхельгартен» 1829 г. В. Алов)
6. Как звали пасечника, от имени которого ведётся рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)
7. Какую пословицу взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)
8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (Императору Николаю I)
9. Кем бы стал Гоголь, если бы не стал писателем, по мнению современников? (Актёром, художником)

3) Театральный конкурс

Ни одна ярмарка не обходится без артистов, и наша — не исключение. Ещё одно задание, которое получили команды загодя — подготовить произвольное инсценирование отрывка из произведения Гоголя. Ни я, ни команды-соперники не знаем, что это будет. Нам предстоит посмотреть, отгадать, из какого произведения сцена и оценить. Прошу актёров первой команды (выступления, оценивание), второй команды, третьей команды.

4) Конкурс соответствий

Пока актрисы приходят в себя, предлагаю вам ещё заработать немного знайчиков. Прошу выйти по одному человеку от команды. Перед вами на доске имена и фамилии героев различных гоголевских произведений. Вы должны выбрать 5 карточек с именами героев одного произведения, отнести их свое команде, назвать это произведение.

Тарас Бульба

Солоха

Сквозник-Дмухановский

Андрий

Ляпкин-Тяпкин

Пузатый Пацюк

Кирдяга

Чуб

Добчинский

Вакула

Земляника

Янкель

Хлестаков

Оксана

Остап

(Подсчёт баллов)

5) Конкурс художников

Для каждой ярмарки характерно наличие творческих личностей, которые продают свои произведения. Наши команды тоже подготовили кое-что творческое. Сначала предоставим слово художникам.

Выступление ребят с защитой рисунков. (Оценивание в «знайчиках»)

6) Конкурс «Узнай героя»

А теперь предлагаю командам назвать героев и произведение по фрагментам статьи, которые я буду зачитывать. Поднимаем фишки, зарабатываем по 3 «знайчика» за правильный ответ

1. «…главный герой повести, единственный знающий и Диканьку, и Петербург, влюблён в капризную дочь богатого козака Корнея Чуба, черноокую семнадцатилетнюю красавицу…»(Вакула-кузнец, «Ночь перед Рождеством»)
2»…центральный персонаж повести, вечный титулярный советник, маленький человечек с лысиной на лбу, чуть более 50 лет…» (Башмачкин Акакий Акакиевич, «Шинель»)
3. «…второй по значимости персонаж комедии, голова уездного города, от которого три года скачи, ни до кого не доскачешь, участвует от первой до последней сцены…» (Городничий, «Ревизор»)
4. «…старый казачий полковник, центральный персонаж повести из жизни запорожцев той эпохи, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена и вражда с католической Польшей стала непримиримой…» (Тарас Бульба)
5. «…сладкий сентиментальный помещик, первый к кому поехал Чичиков в надежде приобрести мёртвые души; его мир — ложная бытовая идиллия…» (Манилов, «Мёртвые души»)

7) Конкурс поэтов

Сейчас команды предоставят на наш суд стихотворения и эссе собственного сочинения, посвящённые Гоголю или его произведениям.
(Выступления, оценивание).

8) Конкурс знатоков текста

Напоследок ещё одна разминка: угадайте, откуда взяты строки, которые я буду открывать на доске. Каждый правильный ответ приносит команде один «знайчик».

(Слайды) Строки из произведений.

1. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалования или около того. («Шинель»)
2. Но вдруг нос его почувствовал запах сушёной рыбы. Он глянул на шаровары богослова, шедшего с ним рядом, и увидел, что из кармана его торчал преогромный рыбий хвост. («Вий»)
3. Не давать им, не давать им строиться и становиться в ряды! Разом напирайте на них все курени! Оставляйте прочие ворота! Тытаревский курень, нападай сбоку! («Тарас Бульба»)
4. Шум, брань, мычание, блеяние, рёв — всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — всё ярко, пестро, нестройно. («Сорочинская ярмарка»)

III. Подведение итогов ярмарки

Казначеи каждой команды подсчитывают сумму заработанных «знайчиков», после этого проходит награждение победителей дипломами. Все подготовленные к уроку творческие работы выставляются в школьной библиотеке.

Список литературы

  1. Биография. Ру  информационно-образовательный ресурс  / Н. С. Шер «Николай Васильевич Гоголь». Рассказы о русских писателях; Государственное Издательство Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР, Москва, 1960 г. https://www.biografia.ru/arhiv/material67.html
Категория: