Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы и самопознания: «Особенности чтения лирического текста на примере элегии В. А. Жуковского „Море“. Люблю я этот мир»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Степанец Л.В. — учитель русского языка и литературы
Ширшова Л. Н. — учитель самопознания КГУ «Покровская средняя школа» Есильского района СКО

Фото с сайта sochipravda.ru

8 класс

Цель: углубление представлений учащихся о взаимосвязи внутреннего мира человека с красотой окружающего мира на примере элегии В. А. Жуковского «Море»

Задачи:

  •  учить понимать замысел автора через восприятие лирического произведения;
  •  развивать эмоциональное восприятие литературы, творческое мышление;
  •  прививать интерес к русской классической литературе.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийное: презентация «В. А. Жуковский», презентация «Море в творчестве И. К. Айвазовского», план работы групп

Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя с побуждающим диалогом

Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по литературной реке. Нам уже многое известно. Последней нашей остановкой был романтизм и знакомство с выдающимися поэтами и родоначальниками романтизма Василием Андреевичем Жуковским и Константином Николаевичем Батюшковым.

Сегодня мы поможем вам понять свой внутренний мир через изучение творчества Жуковского, который открыл богатые возможности для выражения внутреннего мира личности через лирическое произведение.

2.Позитивный настрой

«Мысленное путешествие в подводное царство»

(Включить негромкую спокойную музыку).

— Руки положите на колени или на стол, ноги не скрещивайте.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь.

Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой.

Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Ещё раз внимательно посмотрите вокруг. Рассмотрите все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

3. Цитата урока

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце». (Николай Заболоцкий)

Почему так важно не просто смотреть на окружающий нас мир, а именно всматриваться в него?

4. Чтение стихотворения А. Ботуленко «Красота»

5. Беседа

1) Каким вам представляется окружающий мир?

2) Как вы понимаете словосочетание «внутренний мир» человека? (Внутренний мир человека — это его чувства, мысли, переживания).

3) А каким может быть внутренний мир человека? (яркий, черный, грустный, печальный, радостный и.т. д.)

4) Ваш внутренний мир связан с окружающим миром?

5) Как научиться видеть красоту окружающего мира?

6) Способен ли человек познать мир? Каким образом?

6. Постановка учебной проблемы. Введение в тему (формулировка темы урока)

Тема «Человек и природа» всегда была глубоко органична для русской поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на «трепет жизни», на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Сегодня мы попытаемся всмотреться, а значит понять и прочувствовать элегию В. А. Жуковского «Море».

7. Проверка домашнего задания

Презентация «Василий Андреевич Жуковский — интересные факты» (Депершмидт Елизавета, Васильев Сергей).

8. Всесторонняя проверка знаний

1) Что такое романтизм?

2) В чем глубинный смысл романтизма?

3) Раскройте смысл понятия «романтический герой». (Слайд " Черты романтического героя»)

4) Что такое романтическое двоемирие?

5) Какие жанры становятся популярными у романтиков?

6) Что такое лирика?

7) В чем особенность лирического героя?

9. Изучение новой темы

Вот мы и подошли к теме нашего урока «Особенности чтения лирического текста на примере элегии В. А. Жуковского «Море».

— Найдите в словаре понятие «элегия».

Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В. А. Жуковского. Элегия — излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Говоря о море, нельзя не вспомнить о творчестве художника — морениста — Ивана Константиновича Айвазовского, картины которого передают красоту, силу и загадочность моря.

1) Чтение элегии «Море» (Презентация «Картины Айвазовского»)

— Кто или что является героем элегии «Море»?

— Вам удалось героя услышать, увидеть?

Вспомним цитату урока — «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» Чтобы понять лирическое произведение, его нужно проанализировать. Я предлагаю вам разделиться на три группы.

Своеобразный сюжет стихотворения можно разделить на три части. (Прочитать, дать название отрывку)

Первая группа будет работать с первой частью — «Безмолвное море».
Вторая группа — проанализирует отрывок «Буря».
Третья группа- отрывок «Обманчивый покой».

2) Работа в группах. (Слайды — море в картинах Айвазовского)

3) Презентация групп.

(взаимооценка групп, самооценка учащихся)

Вывод. В элегии «Море» мы видим не просто морской пейзаж- это тайна, которую хочет разгадать поэт.

Элегия «Море» — романтическое произведение: герой не принимает мир, в котором живет, и стремится к идеалу.

Жуковский сопоставляет мир природы и мир человека, используя метафоры и олицетворение.

10. Подведение итогов

Итак, основная мысль стихотворения в том, что море у Жуковского — символ человеческой жизни, символ неволи, тоски. Бездна моря ассоциируется с бездной человеческого Я. Природа нужна поэту для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы души человека.

Редактор журнала «Современные записки» Александр Исаевич Гуковский утверждал, что «Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую». «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии Жуковского.

Я думаю, каждый из вас найдет в его лирике что-то свое, личное, близкое только ему. Когда меня переполняет злость, в голове возникает образ бушующего моря. Я заставляю тучи уйти, а стихию стать безмолвной и лазурной, тогда и на душе становится так тихо и спокойно, что хочется с новыми силами жить и верить в лучшее

11. Творческая работа

Мы живём в мире — мир живёт в нас.

1) Эссе «Мой мир». Выразить свои чувства через описание природы.

2) Презентация работ (2–3 уч-ся зачитывают сочинения)

12. Рефлексия

— Чем мы занимались на уроке? Понравился ли урок? Что нового вы узнали?

Оценки за урок

13. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение В. А. Жуковского «Весеннее чувство»

2) Коллаж на тему «Люблю я этот мир».

Категория: