Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Урок истории средних веков в 7 классе: «Средневековый Китай»

 

Версия для печатиВерсия для печати

Сазанович Валентина Васильевна учитель истории, I квалификационная категория высшего уровня, школа-гимназия № 22 г. Астана

Сазанович Валентина Васильевна

Урок истории средних веков в 7 классе с применением технологии критического мышления и дифференцированного подхода

Цель урока: получить новые знания о Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме. Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о средневековом Китае. Продолжить формирование учебной деятельности школьников с помощью проблемных и развивающих вопросов и заданий.

Деятельностная цель:

  • актуализировать знания пройденного материала;
  • использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Китая;
  • осуществлять поиск необходимой информации в источнике;
  • выполнять задания на соотнесение;
  • выделять особенности, характерные для средневекового Китая;
  • сравнивать новую информацию с ранее изученной;
  • применять полученные на уроке знания для создания нового продукта — рекламной статьи.
  • обобщать материал, подводить итоги;
  • оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность.

Образовательная цель:

  • получить целостное представление об историческом развитии средневекового Китая;
  • определять на карте местоположения Китая, природных и климатических условий, сравнивать данные с ранее изученными государствами;
  • познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями китайцев;
  • выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи.

Урок составлен на основе: Учебник: «Всемирная история средних веков», авторы: Машимбаев С., С. Тортаев, М. Маженова, В. Ткаченко.

Новые понятия: «сын неба», буддизм, даосизм, конфуцианство, каллиграфия.

Методы: организации и самоорганизации учебной деятельности, творческого подхода, частично-поисковый, эвристический, словесный, практический, наглядный

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Технология: развития критического мышления

Применяемые стратегии: упражнение «Моё настроение», рекламный проект, упражнение «Понятие», упражнение «Руки», оценивание формативное и суммативное, рефлексия

Ожидаемый результат: Должны уметь делать общий обзор истории средневекового Китая этого периода, опираясь на учебник и иллюстрации;

  • анализировать условия и ресурсы, внутренние различия;
  • должны прийти к выводу по проблемному вопросу

Оценивание: Самооценка, взаимооценка в парах, группах, между группами, суммативная, смайлами, с комментариями, комплиментами.

Работа с одаренными и талантливыми: участие в обзоре, ответы на вопрос, высказывание версий, анализирование, выводы.

Ресурсы: Листы оценивания, номера групп, глоссарий. Презентация учителя, учебник, листы с иллюстрациями, бумагу, маркеры, мелки, тетради, цветные листики.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, организация внимания

Упражнение «Моё настроение»

Цель: выражение настроения «здесь и сейчас»

Задание: на бумаге А4 изобразить своё настроение. Организуем выставку наших настроений

II. Мотивирование к учебной деятельности

Вопросы к классу:

1. Давайте вспомним, о каких странах мы говорили? А какую тему изучали на прошлом уроке? (Средневековая Япония)

2. Перед вами ряд иллюстраций. Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь? В тетрадях запишите в столбик: Англия, Франция, Китай, Испания, Венеция- напротив запишите номера правильных ответов.

Иллюстрации показываются по очереди, называется страна.

Давайте проверим, все ли мы правильно определили, кратко объясняем, почему вы выбрали именно эту картинку?

3. С какой иллюстрацией возникли затруднения? Почему?

4. Почему вы легко справились с изображением Великой Китайской стены? (потому что это распространенный общеизвестный факт)

5. Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить? (О Китае)

6. Что вы знаете об этой стране?

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Японии

(комментарий для тех, кто не поймет задание — поставить знак «+" в колонку той стран, для которой сведение будет правильным)

Сведения

Япония

Китай

1. Даосизм     

+

 

2. Бумажные деньги

 

+

3. Великий шелковый путь

 

+

4. Искусство каллиграфии

 

+

5. Земля не передается по наследству

+

 

6. Уважение старших – основное правило жизни

+

+

7. Выращивание риса

+

+

8. Возведение пограничной стены

 

+

9. Изобретение пороха

 

+

10. Изобретение шелка

 

+

11. Самураи

+

 

12. Конфуцианство

 

+

13. «Сын неба»

+

+

14. Город Лоян

 

+

15. Каллиграфия

 

+

16. Пагода

 

 

17. Сёгун

+

 

18. Микадо

+

 

IV. Выявление места и причины затруднения

1. Вы справились с заданием? (Частично)

2. С какой частью работы вы легко справились?

3. Где возникли затруднения? (В определении сведений для средневекового Китая: ученики предполагают, что все, что не относится к Японии, относится к Китаю, но полной уверенности нет)

4. Что необходимо для выполнения задания? (Во-первых, знания по темам Япония и Китай, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение)

V. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Какую тему мы сегодня будем изучать? (Китай).

Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать?

Цель — получить новые знания о Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме.

Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником. Как вы думаете, если мы сейчас в учебнике найдем конкретную информацию, чтобы справиться с заданием на соотнесение, т. е. найдем только те факты, которые есть в таблице, мы можем считать, что в дальнейшем трудностей больше не возникнет? (Нет, потому что если нет системы знаний, а есть только отрывочные факты, справиться с заданиями такого типа будет невозможно)

Давайте продумаем, какую информацию мы точно должны изучить, чтобы успешно выполнять задания такого типа?

Составляем план:

1. Географическое положение. Природа, климат.
2. Основные занятия.
3. Волны нашествий с севера.
4. Религия
5. Культура.

По этим пунктам работает каждая группа, затем представитель (сильный учащийся) переходит от группы к группе и объясняет свою тему, остальные учащиеся делают записи в тетрадях

Задание для сильных учащихся: (работа с источниками)

О чём говорит Марко Поло?

Марко Поло об использовании в Китае….

(Великий хан) приказывает изготовлять вот какие…. : заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Когда бумажка от употребления изорвется или попортится её обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…

Это свидетельство считается вполне достоверным, однако в Европе ему не верили.

Прочтя отрывок и найдя ответ, учащиеся получают вопросы: что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае? Размышляя над этим, школьники по-новому смогут осмыслить возможности императорской власти в Китае.

V. Реализация построенного проекта

Каким образом мы будем выполнять наш план?

Варианты:

  • учителю объяснить всю тему, по ходу объяснения делать записи в тетрадь.
  • выполнить всю работу самостоятельно, в случае затруднения попросить помощи у учителя.
  • разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа каждой группы сделать краткие записи в тетради.

(Учитель направляет ребят к выбору самого оптимального 3 варианта)

В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи в тетради и попутно сравнивает полученную информацию с таблицей (на парте у каждого). Ученик в таблице фиксирует карандашом, какие знания он приобретает, в каких моментах он знает недостаточно для положительного ответа.

Умения и знания

ДА

НЕТ

Могу показать на карте расположение  Китая;

 

 

Могу рассказать о природе и людях Древнего Китая;

 

 

Знаю, где найти информацию и Могу ответить на вопросы:

Кто стал основателем династии Суй

 

 

Кто нападал с севера на Китай

 

 

Почему культура Китая и Японии очень схожа?

 

 

Для защиты от какого племени император повелел построить огромную стену

 

 

Виды землевладения в Китае

 

 

Знаю, в чем суть учения Лао Цзы, т.е. даосизма

 

 

Знаю, что самое главное в учении Конфуция

 

 

Могу рассказать об изобретениях Китая

 

 

Могу рассказать роли императора в Китае

 

 

Могу рассказать о Великом шелковом пути

 

 

Могу перечислить религии древних китайцев

 

 

Знаю, где найти информацию и Могу выполнить задание:

— сравнить природу и климат Китая и Японии 

 

 

— сравнить религиозные воззрения японцев и китайцев

 

 

Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия

 

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. С помощью учебника восполнить пробелы в тех пунктах таблицы, которые вызвали затруднение в ходе выступления групп.

Учитель помогает тем, у кого возникли вопросы. В ходе работы над заданиями уточняет усвоение информации учениками в индивидуальном порядке

Физминутка

Упражнение «Руки»

Передышка. Это упражнение на снятие усталости. Вытяните немного ноги, свесив руки. Представьте себе, что энергия вашей усталости стекает вниз в землю. Она струится от плеч по рукам и пальцам и по кончикам пальцев уходит в пол. Ощутив тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам, посидите так 1 минуту. Затем слегка встряхните кистями рук, пружинисто резко встаньте, улыбнитесь и сядьте.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Разделить класс на 3 группы.

Давайте представим, что каждая команда — это туристическая фирма. Вы организуете тур в Китай и очень хотите, чтобы путевки купили именно у вас, потому что заинтересованы в процветании и хорошей прибыли. Надо составить рекламную статью о Древнем Китае для вашего сайта и презентовать ее в классе. Давайте договоримся, что у всех реклама будет состоять из 10 предложений. Через 10 минут мы слушаем выступление каждой фирмы и решаем, кто составил наиболее интересную и увлекательную статью.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Давайте подведем итог урока:

1. Мы запомнили, что:

  • в Китае императора называли «сыном неба»
  • в Китае существовало 2 вида землевладения
  • основная идея даосизма- поклонение Небу, поиск вечного счастья.
  • Основное занятие китайцев- земледелие
  • китайцы держали в секрете производство — шёлка
  • китайская культура развивалась под влиянием буддийской религии

2. Как вы думаете, тот алгоритм, который помог нам справиться с освоением материала по теме средневековый Китай, может пригодиться для изучения других стран?
3. Если у вас не будет учебника по нужной теме, где еще можно найти информацию?
4. А в случае отсутствия учебника алгоритм работать будет или надо будет придумывать другой способ?
5. Как вы считаете, мы достигли цели урока?

X. Запишите Д/З

— параграф 26–27 пересказ;
— устно ответить на вопросы стр. 122,124;
— подготовить дополнительную информацию о средневековом Китае.

XI. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?

XII. Оцените работу всего класса и свою собственную, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей

Комментарий: в колонку Оценка работы класса ставим знак «+» ; в колонку Моя работа — вписываем свою фамилию.

Цветовая схема

Оценка работы класса

Моя работа

Отлично!

 

 

Хорошо!

 

 

Можно и нужно лучше!

 

 

Чтобы поставить оценку себе, вернись к таблице и поставь галочку в нужный столбец:

Умения и знания

ДА

НЕТ

Могу показать на карте расположение  Китая;

 

 

Могу рассказать о природе и людях Древнего Китая;

 

 

Знаю, где найти информацию и Могу ответить на вопросы:

Кто стал основателем династии Суй

 

 

Кто нападал с севера на Китай

 

 

Почему культура Китая и Японии очень схожа?

 

 

Для защиты от какого племени император повелел построить огромную стену

 

 

Виды землевладения в Китае

 

 

Знаю, в чем суть учения Лао Цзы, т.е. даосизма

 

 

Знаю, что самое главное в учении Конфуция

 

 

Могу рассказать об изобретениях Китая

 

 

Могу рассказать роли императора в Китае

 

 

Могу рассказать о Великом шелковом пути

 

 

Могу перечислить религии древних китайцев

 

 

Знаю, где найти информацию и Могу выполнить задание:

— сравнить природу и климат Китая, Японии  и Индии

 

 

— сравнить религиозные воззрения японцев и китайцев

 

 

Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия

 

 

Подумай, при каком результате ты поставишь 5? 4? 3? Теперь впиши свою фамилию в общую таблицу в нужную строку.

XIII. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.

Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок.

Категория: