Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок истории Казахстана: «Великий Шелковый путь»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Радионов Алексей Евгеньевич, учитель истории КГУ «СОШ № 35» вторая квалификационная категория г. Семей Восточно-Казахстанской области

10 класс

Цель урока: сформировать представление об истории возникновения и развития Великого Шелкового пути, а также о его влиянии на развитие культуры Казахстана.

Задачи урока:

Образовательная — изучить историю возникновения Великого Шелкового пути, рассмотреть процесс его становления, как основного торгового пути периода средневековья, определить влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства Казахстана, культуры, и международных связей.
Развивающая — развить четко, конкретно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы, определять и анализировать историческое значение Великого Шелкового пути.
Воспитательная — воспитать умение работать в группе, расширить кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО, компьютер, интерактивная доска, учебник, рабочие тетради, листы ответа, стикеры.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие, подготовка класса к уроку.

2. Разделение учащихся на группы

Учащиеся разделяются на 3 группы с помощью разрезанной открытки. Учащиеся собирают изображения и таким образом формируются в группы.

3. Опрос домашнего задания

Опрос домашнего задания проводится в виде викторины. Учащимся предлагается 3 кроссворда, которые они должны решить. За каждый правильный ответ учащийся получает один стикер.

Кроссворды демонстрируются на интерактивной доске. Учащийся записывает ответ на поле кроссворда с помощью специальной ручки. Это сделано для того, чтобы все учащиеся видели правильные ответы, так центральное слово, которое откроется после того, как кроссворд будет разгадан, необходимо для определения темы и цели урока.

Кроссворд 1

Кроссворд 1

Задания для кроссворда 1:

1. Греческий историк, писавший, что саки жили в деревянных домах.
2. Солярные божества на наскальных рисунках кочевников являются символом культа…
3. Погребальные сооружения саков.
4. При раскопках этого города были найдены остатки двух мечетей, трех бань и пяти гончарных мастерских.
5. Местность, где находится захоронение, в котором было обнаружены сосуды из других стран, бусы из бирюзы и сердолика с индийским орнаментом.
6. Часть средневекового города, где проживали мелкие торговцы и ремесленники.

Ответы: 1. Геродот. 2. Солнце. 3. Курганы. 4. Отрар. 5. Уйгарак. 6. Рабад.

Кроссворд 2

Кроссворд 2

Задания для кроссворда 2:

1. Титул правителя усуней на казахском языке.
2. Тюркская богиня — покровительница домашнего очага и детей.
3. Часть средневекового города, где проживали представители знати и богатые торговцы.
4. Центральная часть средневекового города, где располагался замок правителя
5. Основной тип скотоводства у населения Казахстана.
6. В центре средневекового дома располагался…
7. Санитарно-очистительное сооружение в средневековом жилище

Ответы: 1. Кунби. 2. Умай. 3. Шахристан. 4. Цитадель. 5. Кочевое. 6. Очаг. 7. Ташнау

Кроссворд 3

Кроссворд 3

Задания для кроссворда 3:

1. Бог Неба у тюрков.
2. В 9–12 веках в Южном Казахстане развивались….
3. Кроме Южного Казахстана в 9–12 веках города развивались еще в….
4. Урочище в 180 километрах от Алматы, где находится самое большое количество наскальных рисунков.
5. Саки, уйсуны, канлы, гунны — это племенные….
6. Стиль, развитый в искусстве саков.
7. Курган, где вместе с захоронением человека были обнаружены останки 16 лошадей.
8. Сакский воин должен был иметь 5 предметов вооружения — кинжал, пика, топор, лук и… .

Ответы: 1. Тенгри. 2. Города. 3. Семиречье. 4. Тамгалы. 5. Союзы. 6. Звериный. 7. Берельский. 8. Сабля.

4. Определение темы урока и цели урока

В результате разгадывания кроссворда открываются центральные слова «дорога», «караван», «торговля». На основании этих слов в результате обсуждения учащиеся определяют тему урока и его цель.

5. «Мозговой штурм»

Учащимся предлагается рассказать, что они знают о Великом Шелковом пути.

6. Просмотр видеофильма и ответы на вопросы

Учащимся предлагается просмотреть видеоролик о Великом Шелковом пути. Затем каждая группа отвечает на предложенные ей конкретные вопросы.

1 группа: 1) Как и когда появился Великий Шелковый путь? Каковы причины его возникновения?
2) Почему со временем менялись трассы Великого Шелкового пути?

2 группа: 1) Какие товары в основном перевозились по Великому Шелковому пути? Почему именно эти товары?
2) На какие сферы жизни повлиял Великий Шелковый путь?

3 группа: 1) Производство чего стимулировал Великий Шелковый путь?
2) Назовите и объясните причины угасания Великого Шелкового пути.

7. Рассказ учителя

Сопровождается демонстрацией слайдов на интерактивной доске, в первую очередь анимированной карты, иллюстрирующей основные трассы Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь начал функционирование со второго века до нашей эры и сыграл большую роль в развитии культуры Казахстана, его хозяйства и становлению дипломатических отношений между Востоком и Западом.

Общая протяженность Великого Шелкового пути 7000 километров. Начинался он с территории Китая от старой столицы Лоян. Затем он шел вдоль Великой китайской стены по реке Или до озера Иссык-Куль. Здесь он делился на северное и южное направление. Южное направление — в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак и к Средиземному морю. Северное направление — в Испиджаб, Западный Казахстан и к Черному морю.

Основным товаром был шелк, производство которого китайцы держали в секрете.
Основными воротами Великого Шелкового пути в Казахстане было Жетысу. Все города Семиречья находились вдоль Великого Шелкового пути. Самыми крупными торговыми центрами Южного Казахстана были Тараз и Испиджаб. Из Отрара через Сырдарью и Поволжье путь пролегал в Золотую Орду. Одна из ветвей вела через Аксумбе в Центральный Казахстан.

Великий Шелковый путь был не только источником товаров, но и связующим звеном разных стан и культур

8. Работа с учебником

Каждой группе дается конкретное задание для работы с учебником. Группы должны дать характеристику влиянию Великого Шелкового пути на одну из сторон жизни Казахстана.
Вопросы для групп демонстрируются на интерактивной доске.

1 группа — Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства.
2 группа — Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры.
3 группа — Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений.

После подготовки сообщения представители группы выступают с ним, а затем задают остальным учащимся вопросы по своему усмотрению. За каждый правильный ответ дается один стикер.

9. Рефлексия

На доске вывешивается плакат, ученики устно по очереди продолжают высказывание.

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я научился…
7. мне захотелось…

10. Итог урока

Подводится подсчет стикеров, полученных учащимися. Ученики, получившие большое количество стикеров, получают высокие оценки.

11. Домашнее задание

§ 28, ответить письменно в тетради на вопрос 9 на стр. 147.

Категория: