Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Учебная программа по курсу «Основы религиоведения» для 9-класса уровня основного среднего образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Значение предмета «Основы религиоведения» определяется ролью религии в жизни современного общества, ее влиянием на историю, культуру, духовную жизнь общества. Получение знаний в сфере религии является составной частью среднего общего образования. Оно является составной частью получения учащимися основ социогуманитарных знаний.

3. Политика современного Казахстана направлена на установление межнационального, межконфессионального мира и согласия, на создание обновлённой системы духовно-нравственных ценностей в современном полиэтническом, поликультурном казахстанском обществе.

4. Религии являются неотъемлемой частью культуры в самом широком смысле этого слова; отражением многовекового опыта человечества, прежде всего духовного.

5. Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа — аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссави, Абай, Шакарим, Ы. Алтынсарин — раскрывали роль религиозных верований в истории народов и значение религии при формировании мировоззрения личности.

6. Цели обучения: обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений применять полученные знания в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма.

7. Задачи обучения:

1) систематизация и углубление знаний обучающихся об истории религии и её роли в современном обществе;

2) раскрытие мировоззренческих, культурологических и гуманистических основ религии;

3) воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.

4) привитие гражданской ответственности за укрепление межнационального, межконфессионального согласия в Казахстане и мире.

5) воспитание неприятия идеологии и практики экстремизма, терроризма, религиозного радикализма;

6) формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного обучения и массовой информации;

7) воспитание правовой грамотности, уважения к правам и свободам граждан Казахстана.

8. В программе предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с предметами историей, «Человек. Общество. Право», литературой, искусством.

9. Объем учебной нагрузки: 9 класс — 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

2. Базовое содержание учебного предмета

10. Содержание курса включает изучение следующих тем:

1) Введение: Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии. Значение факультативного курса «Основы религиоведения». Религиоведение как научная дисциплина. Понятие о религии. Атеизм. Политеизм, монотеизм. Религия как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. Структура и функции религии. Виды религиозных объединений (2 ч.);

2) Истоки и исторические формы религии (5 ч): Особенности мифологического сознания. Архаические (первобытные) культы. Формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия). Шаманизм. Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима. Национальные религии Востока. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Вероучение, основные этапы развития иудаизма. Тенгрианство. Специфика тюркского мировоззрения. Особенности вероучения и культовой практики. Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. Повторение;

3) Буддизм (2 ч.): Учение буддизма, возникновение, распространение. Основные ветви буддизма;

4) Христианство (4 ч.): Возникновение христианства. Библия. Основы христианского вероучения. Направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире;

5) Ислам (6 ч.): Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама. Коран и вероучение ислама. Мухаммед — пророк. Сунниты и шииты. Мусульманские обряды и предписания. Шариат. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Суфизм. Ислам, наука и культура;

6) Религии в истории и культуре Казахстана (7 ч.): Доисламский период на территории современного Казахстана. Этапы распространения ислама в Казахстане. Влияние ислама на развитие образования, науки и культуры. Памятники исламской культуры в Казахстане. Философско-просветительские и религиозные взгляды аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари, Асан Кайгы, Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин, Абай, Шакарим. Роль ислама в становлении казахской государственности. Ислам в истории и современном казахстанском обществе. Духовное управление мусульман Казахстана. Распространение христианства в Казахстане. Памятники христианской культуры в Казахстане. Православие в истории Казахстана. Митрополичий округ Русской православной церкви. Католицизм и протестантизм в Казахстане;

7) Новые религиозные движения (4 ч.): Понятие, характерные черты и особенности деятельности новых религиозных движений. Деструктивные культы. Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы;

8) Казахстан — территория межконфессионального согласия (4 ч.): Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о свободе вероисповедания. Толерантность. Профилактика религиозного экстремизма. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане. Деятельность религиозных центров ислама и православного христианства (Духовное управление мусульман Казахстана, Митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан). Политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева по установлению мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

11. Предметные результаты. По завершении 9 класса учащиеся должны знать:

1) ключевые религиозные термины;

2) историю мировых и традиционных религий;

3) об особенностях нетрадиционных религий, деструктивных культов;

4) о сущности и проявления экстремизма и терроризма;

5) их псевдорелигиозном характере;

6) положения Конституции Республики Казахстан о свободе совести и законодательства Республики Казахстан о религии;

7) о политике Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева по сохранению межконфессионального согласия и стабильности в стране и на международном уровне.

12. Личностные результаты. Учащиеся должны уметь:

1) давать характеристику вероучения, культовой жизни, структуры, практики и особенностей мировых и традиционных религий;

2) ориентироваться в духовной жизни различных религий;

3) разъяснять ключевые моральные ценности религий;

4) отличать идеологию и практику традиционных религий от организаций экстремистского, террористического, деструктивного характера;

5) навыки ориентироваться в многообразном мире религиозных учений.

13. Системно-деятельностные результаты отражаются в:

1) овладении системными знаниями об истории, вероучении и современном состоянии религии;

2) применении знаний основного содержания и ключевых идей священных текстов мировых религий в целях повышения общей эрудиции, уровня религиоведческой грамотности;

3) умении противостоять влияния идеологии экстремистских, террористических организаций, деструктивных культов;

4) умении работать с научной, учебной литературой, электронными источниками;

5) умении использования средств массовой информации в образовательных целях.