Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Учебная программа по курсу «Краеведение» для 7 класса уровня основного среднего образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».

2. Главной целью курса краеведения является:

1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;

2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.

3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:

1) повышать познавательные интересы учащихся;

2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;

3) осуществлять осознанный выбор профессии;

4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;

5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.

4. Краеведение реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).

5. Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.

6. Программа курса краеведения реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе, по определенным темам экспедиционного поиска, утвержденным Советом краеведческой работы организации образования.

7. Иизучается как факультатив по определенной программе.

8. Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внурочное время, выходя из школьных кабинетов в окрестности, на берега рек и озер, на предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам, организациям местной исполнительной власти и так далее.

9. За время обучения у учащихся должна сложится система знаний о своем крае: о ее природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для района, области, региона и всей республики. Ученик должен узнать востребованность экономики своего края в трудовых ресурсах.

10. Учащиеся 7 класса изучают природные, экономические аспекты родного региона и перспективы их развития. С пропедевтической целью в программу включены темы опережающего характера по экономике края, которые более глубоко будут изучены в старших классах. В содержание краеведческой работы входит также исследование исторического прошлого края, археологических памятников, памятников культуры (архитектура, литература), фольклорного материала различных жанров, национально-прикладного искусства и ремёсел, жизни и творчества выдающихся личностей, прославивших край.

11. Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебной-познавательной деятельности учащихся в краеведении, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного края, села или города, их окрестностей, расположенных в любой части страны.

12. Итоги всей работы за год подводятся на школьной краеведческой конференции, лучшие работы отмечаются и рекомендуются на районные, городские конференции.

13. Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Краеведение» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.

2. Базовое содержание учебного предмета

14. Содержание курса включает следующие темы:

1) «Введение» (1 час), что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры);

2) «Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа):

виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;

основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии;

3) «Рельеф территории края» (3 часа):

ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;

измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование);

эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории;

4) «Природные ресурсы края» (2 часа):

выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;

ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;

5) «Погода и климат местности» (3 часа):

выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции);

местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека;

анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края;

6) «Воды края и их использование» (3 часа):

классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;

исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);

7) «Почвы края» (2 часа):

главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;

плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства);

8) «Растительность края и города» (3 часа):

изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях;

изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами;

изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка;

9) «Животный мир края» (3 часа):

выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира;

изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота — искусство беркутчи;

посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников;

10) «Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города» (3 часа):

составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);

«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;

посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них;

11) «Хозяйство края, города» (4 часа):

составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края;

знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий);

экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;

изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе;

12) «Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа):

ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.

общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края, краткая история процесса заселения, освоения и развития территории;

культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края);

выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города;

13) подведение итогов (1 час), оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).

3. Требования к уровню подготовки учащихся

15. Предметные результаты, учащиеся 7 класса должны знать о своем родном крае:

1) особенности географического положения;

2) статус и значение населенных пунктов края;

3) названия географических объектов;

4) особенности величины территории и рельефа;

5) совокупность природных ресурсов;

6) главные месторождения полезных ископаемых;

7) рекреационные возможности своего края;

8) гидрографическую сеть района, основные водные объекты;

9) особенности погоды и климата своего края;

10) действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;

11) почвы, основные типы растительности;

12) основные группы животного мира своего края;

13) уникальные виды растений и животных;

14) особо охраняемые территории края;

15) экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;

16) экспортную продукцию;

17) ближайшие археологические памятники и исторические объекты;

18) процесс заселения, освоения и развития края;

19) основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;

20) выдающихся, заслуженных людей края.

16. Учащиеся 7 класса должны уметь:

1) анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края;

2) осушествлять с помощью карт измерительные действия при характеристике природных особенностей;

3) анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;

4) давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;

5) давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;

6) описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи;

7) выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.

18. Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:

1) активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;

2) стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию;

3) уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях края.

18. Системно-деятельностные результаты работы отражаются в:

1) умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию полученную во время поисково-исследовательских работ;

2) овладение методами познания, планирование деятельности и исследований;

3) владение современными информационными технологиями, образовательными ресурсами, архивными источниками, формирование навыка презентации полученной информации;

4) овладение коммуникативными способностями, развитие полиязычия и формирование навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.