Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2022» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Творческое эссе «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через применение инновационных технологий» (из опыта работы)

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2022» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего иСедьмой международный творческий конкурс «Зимние забавы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнеЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Тихонова Лариса Викторовна учитель истории, категория – учитель эксперт, стаж – 30 лет, КГУ «Средняя школа № 10 имени Н. К. Крупской», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Тихонова Лариса Викторовна
  Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я, может быть, запомню.
Вовлеки меня и я пойму.
Конфуций

Мы живём в мире цифровых технологий и человеку XXI века нужно успеть получить и обработать огромное количество информации. Мир меняется, и образование — вместе с ним. Новое время — новые ученики. Процесс обучения сегодня — это не просто накопление новых знаний, а появление способности к новым действиям, развитие у учащихся мотивации, осознанности, самооценки и интеллекта.

Новое время — новые задачи перед системой образования. Эти задачи четко обозначены в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы: подготовка креативных людей, обладающих активным, творческим, критическим, аналитическим мышлением, способных решать неизвестные ранее проблемы, быстро адаптироваться к изменениям, создавать новое; важны также функциональная, IT-грамотность, знание английского языка, высоконравственная гражданская зрелость.

Новое время — новые задачи школы. Школьное образование сегодня — это не только полученные академические знания и навыки, но и формирование нового уровня школьной культуры учащихся: активная гражданская позиция, личная и социальная ответственность, навыки устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать, работа в команде, сотрудничество.

Новое время — новый учитель. Современный учитель — это учитель — лидер, исследователь, психолог. Я — преподаватель истории. Считаю, что этот предмет является одним из важных в формировании нравственных основ личности. История учит не забывать прошлое, ценить настоящее и стремиться в будущее. Мировоззрение учеников, их гражданская позиция, любовь к Родине формируются на уроках истории.

Я — учитель со стажем. Мне нравиться творческий поход к организации и планированию урока. Люблю нестандартные уроки, уроки с применением инновационных технологий (или их элементов), т. к. в них раскрывается потенциал каждого ученика, возникает интерес к предмету. «Не говорящие» дети начинают говорить, не умеющие анализировать — анализируют, не склонные к артистизму и драматизации — представляют театральную постановку. Такие уроки — это связь теории с практикой, обучения с жизнью.

«Дорогу осилит идущий» — гласит пословица. Сегодня мне, как учителю новой формации, надо стараться не отставать от времени и своих учеников. «Быть в тренде». Я стараюсь постоянно повышать свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации, читаю методическую литературу, участвую в республиканских и международных педагогических вебинарах, учу английский язык. Но самое главное — стараюсь использовать новые техники обучения на своих уроках.

Новое время — новые образовательные технологии, т. к. они помогают развивать познавательную самостоятельность и активность учащихся. В своей работе на уроках истории я применяю такие инновационные технологии, как:

  • коллективная мыслительная деятельность (работа учащихся в группах и в парах);
  • диалоговое обучение (работа в парах с дифференцированным подходом);
  • критическое мышление;
  • проблемное обучение;
  • анализ исторического образования (SWOT, GAP, PEST);
  • нестандартные уроки (урок-проект, урок—КВН, урок-политический клуб, урок-брейн-ринг, урок-дебаты, урок-театр исторических миниатюр и т. д.).

Я уверена, что использование данных технологий позволяет «оживить» историю. Ученики уже не созерцатели событий, а активные их участники. На наших уроках ребята создают исторические мини-проекты, представляют свои альтернативы исторического развития, используют иностранный язык (английский, немецкий, испанский и др.) для точной передачи образа или эпохи, сочиняют исторические памфлеты, и даже «вживаются» в роль современных политиков (драматизация).

Каждая из перечисленных технологий вносит свою лепту в развитие учеников. Мне очень приятно, что коллеги по работе отзываются о моих учениках, как о продвинутых в техниках обучения, умеющих проводить рефлексию, работать в группах, парах, создавать авторские проекты и т. д. Работать с такими учениками на уроках — удовольствие и ответственность для учителя.

Своим «ноу-хау» я считаю создание такой инновационной формы работы на уроке, как «Политический клуб». Это диалоговая площадка для обсуждения исторических событий прошлого и современности, историческая драматизация, прогноз исторических событий. К слову о прогнозе. Когда мы с ребятами проводили заседание клуба по теме «Наша история. Диалоги о политике», мы и предположить не могли, что созданная учениками виртуальная диалоговая пара политиков «Дональд Трамп — Ким Чен Ын» окажется реальной спустя время. Мы дружно аплодировали себе за такой оптимистический верный прогноз!

Итак, политический клуб. Данная форма работы была предложена учащимся мной, как «пилотный проект», эксперимент, но оказалась, по мнению ребят, интересным, креативным, смелым подходом. Поэтому, было проведено несколько заседаний политического клуба. Учащиеся выбирают тему для политического клуба через коллективное обсуждение, а форму ее представления — через работу в группах (парах). Правила поведения участников клуба на заседании также были выработаны самими ребятами: политкорректность, аргументированность, взаимная вежливость, тайминг и др.

Заседания политического клуба были проведены по следующим темам: «Версальско-Вашингтонская система»; «Ушел 2018-ый...», «Наша история. Диалоги о политике» и др.

Так, повестка заседания клуба по теме «Версальско-Вашингтонская система» включала такие вопросы, как: речь В. Вильсона конгрессу США («тезисы» 1918 г.) на английском языке; диалог на Парижской конференции между лидерами Франции, Великобритании, США, Италии (драматизация); рассказ-обращение от лица Германии и ее впечатлениях от Парижской и Версальской конференциях на немецком языке; рассказ-обращение от лица Советской России и ее впечатлениях от Парижской и Версальской конференциях; политический памфлет (стихотворение, сказка, басня) о Версальско-Вашингтонской системе; сравнение деятельности Лиги Наций и ООН и др. По окончании работы клуба его участники составили «Исторический сhallenge» — пожелание-призыв к мировым державам, населению планеты жить в мире, сотрудничать и не допускать новых войн на планете.

Или, например, заседание политического клуба по теме «Наша история. Диалоги о политике», которое имело и второе название: «Our history or our story». Ребята представляли диалог двух политиков, которые в реальности никогда бы не встретились в силу разных причин: времени, взглядов, географии и т. д. Критерий «our history» означал: историческая правда о политике. Критерий «our story» — правда плюс вымысел. На диалоговую площадку приглашались такие виртуальные пары политиков, как: М. Тэтчер и Жанна д’ Арк; В. Жириновский и А. Навальный; В. Путин и Д. Трамп; И. Сталин и К. Собчак; А. Меркель и М. Тэтчер; В. Кличко и И. Сталин; Д. Трамп и Ким Чен Ын; А. Шварценеггер и В. Жириновский; А. Лукашенко и Н. Хрущев и т. д. «Исторический сhallenge», на это раз, был представлен в виде пожеланий знаменитых политиков человечеству XXI века.

А вот, например, названия некоторых номинаций политического клуба по теме «Ушел 2018-ый...»: «Прорыв года!»; «Провал года!»; «Кого мы потеряли?»; «Самое страшное»; «Самое важное»; «Год в журнальных обложках»; «Самые смешные мемы» и др. Представление номинаций проходило в творческой форме, которую выбирали сами учащиеся: презентация, драматизация, кластер, использование ИКТ-технологий и т. д. Работая в парах, ребята демонстрировали умение работать с информацией, временем, командный дух, взаимную интеллектуальную поддержку, командный «психологический мостик», умение работать с аудиторией, навыки полемики и ораторского искусства.

Считаю, что такую форму работы, как политический клуб, можно применять на уроках по повторению, закреплению учебного материала, а также, во внеурочной деятельности. Более того, участниками клуба, помимо учеников, могут быть и разные учителя-предметники. Я думаю, что это — наглядный пример междисциплинарной и проектной деятельности.

В дальнейшем, я планирую запустить еще один «старт-ап» — «Исторический баттл». Я уверена, это будет альтернатива дебатному проекту. А в подготовке баттла мне помогут мои ученики, их безусловное доверие и желание творить.

Завершая работу, подвожу основные итоги своей педагогической практики: применение инновационных технологий на уроках истории позволило мне, как педагогу-предметнику, повысить успеваемость, инициативность, интерес учащихся к истории и (хороший знак!) иностранному языку, а также сформировать у учеников умение применять знания в различных ситуациях, используя критический подход. Как отмечают сами ребята, новые технологии обучения помогают им раскрыться, увереннее отвечать и держаться перед аудиторией, понимать и сопереживать друг другу, делится радостью и успехом.

P. S. Невозможно считать себя лидером, если ты не делишься своим успехом!

Категория: