IV Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Туристской тропою по родному краю

 

Левченко В.В.
учитель географии II категории
Дмитриевской средней школы Тимирязевского района
Северо-Казахстанской области.

Помни, нельзя защитить то, чего не любишь.
Нельзя любить то, чего не знаешь.

Роль туризма в современном мире колоссальна: он затрагивает все сферы человеческой деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Туризм в Республике Казахстан одна из динамично развивающихся сфер хозяйствования, которая в перспективе может превратиться в одну из ведущих отраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития туризма является её рекреационный потенциал: природные ландшафты, уникальные объекты и памятники культурно-исторического наследия формируют привлекательный образ территории.

Сельский туризм, или агротуризм — один из видов туризма, включающий отдых туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства. В общем виде — это отдых в сельской местности. Он близок по своим характеристикам к некоторым разновидностям экологического туризма. Как считают многие эксперты, в развитии туризма решающую роль играют не только красота природных и культурных ландшафтов, наличие инфраструктуры, но и обыденность сельской жизни, быт и традиции местного населения, способные затронуть чувства и эмоции людей.

Современная городская культура при всех своих сильных сторонах, — отмечает Ю. Жданов; — несомненно ограничивает возможности общения людей с природой и тем самым делает беднее их внутренний мир. Туризм призван удовлетворить естественную потребность людей, вернуть им радость общения с природой…

Велико значение туризма в формировании знаний человека об истории своей Родины. Развивает экономические, и политические знания людей в изучении своего края. Образовательное и воспитательное значение туризма очень ярко охарактеризовал писатель К.Г. Паустовский.
Если быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, — писал он, — людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, — то будьте верны музе далеких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие — это проникновение в область значительного и прекрасного.

Наше путешествие откроет гостеприимство всего нашего Тимирязевского района в лице с. Дмитриевка, где можно насладиться красотой и чистотой сельских улиц с земляными насаждениями, голубизной озер окружающих это село, а также познакомиться с культурой и обычаями, проживающих здесь народов, в частности, с людьми образовавших казахско-украинскийнационально-культурный центр.

На берегу озера Узынколь мы натянули палатку, в которой, уставших туристов уже ждали национальные угощения. После кушанья предлагалось совершить небольшое путешествие в конных упряжках по близ расположенным озерам, где возможно было просто отдохнуть, покупаться или просто половить рыбу. Понаблюдать можно за белыми лебедями, которые вот уже на протяжении последних 5 лет ежегодно прилетают и гнездятся на наших озерах. Ночлег мы устроили у гостеприимных жителей села Дмитриевка.

На следующее утро, проснувшись и позавтракав и собравшись все вместе мы сначала посетили краеведческие музеи «Времена» и «Асыл мура», расположенные в здании школы, экскурсия была очень интересная и занимательная. Свой путь мы продолжили по проходящей трассе и подъехали к селу Степное, здесь мы видим построенный современный элеватор, его мы тоже посетили, а также с интересом послушали рассказ о хранении зерна и переправки его на мельницу, недалеко расположенную, где мы смогли увидеть как проходит обмолот зерна и превращение его в муку и отходы.

Кстати, в настоящее время, почти в каждом сельском округе созданы национально-культурные центры, которые с удовольствием нас туристов приветствовали в селе Степное. После вкусного обеда наш путешествие продолжалось на автобусе по трассе до районного центра и по пути нас ожидала встреча с «Акжанским заказником», где мы смогли увидеть скопление степных сурков (байбак) — коренным обитателям целинных земель.

Распашка и использование земель, занятых зверьками, под сельскохозяйственные культуры и браконьерство понесли ощутимый ущерб, поэтому в этих окрестностях, около озера Аксуат создан сурочий заказник, что ведёт к восстановлению сурочьей колонии. Можете сфотографировать.
Двигаемся дальше. Следующей нашей остановкой будет районный центр — село Тимирязево. Здесь нам бы хотелось познакомить вас с представителями двух конфессий православной и мусульманской, а также посетить недавно построенные церковь и мечеть.

К следующим двум пикетам предлагается двигаться пешком, ведь мы же всё-таки туристы. Итак, железнодорожная станция Тимирязевского района «Сулы». В 1955 году силами строительного батальона ж/д войск началось строительство станции третьего класса Южно-Уральскойж/д. В настоящее время на станции десять путей и десять подъездных путей. Маршрут Кокшетау — Курган.

Далее идя вдоль железной дороги мы не доходя до с. Аксуат поворачиваем на запад и следуем до озера Аксуат, где расставляем палатки и организовываем себе пикет отдыха и ночлег. Времени ещё достаточно и каждый может заняться тем, что его больше всего привлекает (купание, рыбалка, сбор ягод и т. д.) Площадь озера 18,5 км, длина 7,3 км, максимальная ширина 3,8 км, длина береговой линии 29,4 км, максимальная глубина 2,4 метра. S водосбора 282 км. Восточные, юго — восточные берега местами обрывистые, сложены глинами, высота 0,5-1,5 м. Остальные берега пологие, на севере сливаются окружающей территорией. Прибрежная часть задернована, представлена луговыми группировками, дно илистое, вода слабо минерализована. Около 4% акватории зарастает тростником. Погружённая растительность — рдест малый, водяная сосёнка и др. Вода используется для водопоя скота, отлова рыбы (карася), добычи охотничье-промысловых животных (ондатры, гусей, уток, лысух, куликов).

Утром, поев, приготовленную на костре пищу, мы собираемся и возвращаемся по полевой дороге пешком. Перед нами раскинулись бескрайние степные просторы со своим растительным и животным миром. Дойдя до Дмитриевки нам предстояло посетить последний пикет нашего маршрута — село Жаркен, в котором мы познакомились с одним из обычаев казахского народа — свадебным обрядом. Вашему вниманию предлагается описание этого обряда.

Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.

В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После этого устраиваются смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп.

Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день, вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги.

Это начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар». Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.

Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение — бесбармак. Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия — один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.

Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находится до самой брачной ночи (в наше время невеста сидит рядом с женихом).

Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют «Бет ашар». Снохи выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.

Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования, каждая свадьба имеет свои специфические особенности, которые зависят от условий той или иной местности. В заключении хотелось бы сказать о том, как же всё-таки необходимо вводить сельский туризм. Для Казахстана это явление новое, но есть положительные стороны — обеспечение работой местных жителей, приостановление оттока молодёжи в города. Реализуя туристические ресурсы, сельский туризм обеспечит ввоз валюты, как собственной, так и иностранной, тем самым пополнит денежные запасы государства посредством уплаты налогов.

Сельский туризм будет способствовать повышению чувства самосознания, гордости за свой народ, сохранению родного языка и культуры. Разнообразие направлений деятельности агротуризма — познавательных (ознакомлением с культурно-историческими, этнографическими, природными ценностями территории), развлекательных (рыбная ловля, охота, сбор ягод, грибов, лекарственных трав, катание на лодках, осуществление радиальных выходов в горы), оздоровительных (купание в водоёмах, занятие физическим трудом), смена впечатлений и почти постоянный контакт с природой в сочетании с небольшими денежными расходами делает привлекательным сельский туризм, превращает его в один из эффективнейших видов оздоровительной и рекреационной деятельности.

Рекомендуемая литература

  1. Сельский туризм как часть общего туризма //География в школах и вузах Казахстана — 2009 — № 4 — 39 — 40с.
  2. Жданов Ю. Разрывая круг привычного // Турист — 1969 — № 2
  3. Паустовский К.Т. — собрание сочинений — т.6, — 585с.
Категория: