Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Частица как служебная часть речи

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Одаренко Наталья Хасиповна, учитель русского языка и литературы, высшая категория, КГУ «Средняя школа № 10 имени Н. К. Крупской», СКО, г. Петропавловск

Тема урока: Частица как служебная часть речи

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал.

Цели: формирование понятия о частице как служебной части речи

Задачи:

1) познакомиться с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста; усвоить абстрактные лингвистические понятия («смысловые оттенки», «модальные частицы», «формообразующие частицы»);
2) формировать умения отличать частицы от других частей речи; формировать и развивать языковые, лингвистические, когнитивные, познавательные, исследовательские компетенции;
3) развивать критическое мышление, умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  •  учащиеся знают признаки и функции частицы как служебной части речи;
  •  учащиеся осуществляют коммуникативные действия (участвуют в групповом обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I Игровой тренинг

Проводит тренинг с целью сплочения коллектива, создания благоприятного климата урока

Активно участвуют в тренинге

5 минут

 II Определение темы урока, цели, задач

 

С помощью наводящих вопросов помогает учащимся сформулировать тему урока, цель и задачи

— Какие задачи мы ставим на уроке?

— На какие вопросы  вы должны  получить ответы при изучении темы урока.

 

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока

— Что такое частица?

— Зачем нужны частицы в речи?

— Имеет ли частица грамматические признаки?

— Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

— Какие разряды частиц бывают?

— Какие есть правила написания частиц?

3 минуты

III Изучение нового материала

1.Работа с текстом

 

 

 

2. Работа в парах - джигсо

 

Учитель предлагает представить, что какие-то слова текста «смыты волной», поэтому их нужно восстановить, опираясь на уже имеющийся опыт, действуя по аналогии.

 

 

Учитель предлагает продолжить работу в парах: учащиеся должны освоить новый материал. Каждая пара получила одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. Затем по команде учителя они меняются партнёрами, по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.

 

 

 

 

Учащиеся в парах работают с новым материалом.

1 пара: формообразующие частицы.

2 пара: смысловые частицы.

Затем они меняют пару и объясняют участнику другой пары свой материал, используя самостоятельно выбранный способ.

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

15 минут

IV Обратная связь: тренинг «сумасшедшая сессия»

Учитель в роли студента, который не слушал лекции, а теперь должен подготовиться к экзаменам, задаёт вопросы однокурсникам с целью понять, что изучалось на лекциях.

Ученики отвечают на вопросы учителя

5 минут

V Закрепление изученного

Работа в парах

Учитель предлагает парам выполнить задание: объяснить, зачем в тексте использованы частицы.

Учащиеся объясняют, какую роль выполняют частицы в тексте.

5 минут

VI Рефлексия, формативное оценивание: техника «светофор»

Учитель предлагает ученикам поднять зелёную карточку, если они справились с задачами урока, жёлтую, если они выполнили не все задачи, красную, если им не удалось на уроке справиться с задачами.

Учитель задаёт учащимся вопросы:

— Что ты узнал о частицах?

— Какие сложности у тебя возникли?

— Что вызывает неуверенность?

Ученики объясняют учителю, что им удалось сделать на уроке, и в чём видят трудности.

3-5 минут

VII Домашнее задание

Домашнее задание: напишите миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами:

Что за утро!

Если бы всегда…

 

3 мин

Дидактический раздаточный материал

III Изучение нового материала

1. Работа с текстом

Частица — _________________ часть речи, которая придаёт дополнительные смысловые оттенки словам и предложениям или служит для образования форм слов.

Разряды частиц по происхождению
_________________________________ да, же, ли, не, ни
_____________________________ благо, вроде, просто

Разряды частиц по структуре
____________________________ бы, ли, же, ведь, вон, вовсе, гляди, лучше
_____________________________как раз, что за, вряд ли

Частицы не ___________________________________________

Частицы не являются ______________________________________.

2. Работа в парах — джигсо

1 пара

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношение говорящего.

Модальные частицы бывают по значению:

отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

Я не знаю этого человека.

вопросительные: неужели, разве, ли, что ли, как;

Разве я не прав?

указательные: вон, вот, это, во (просторечная);

Вот деревня. Вон куда упала стрела.

уточняющие: именно, как раз, прямо;

Дай мне именно эту книгу.

ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, -то;

Только ты этому веришь.

восклицательные: что за, куда как, как, ну и;

Что за прелесть эта ночь! Как Днепр широк!

со значением сомнения: едва ли, вряд ли;

Вряд ли он справится.

усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да.

Даже я удивился.

______________________________________________________________

2 пара
_________образующие частицы служат для образования ______________ глагола. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой.

Частица бы служит показателем _____________________________ глагола.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частицы давай, давайте, пусть, пускай, да — показатель

______________________________________.

Давай съездим за город!

Значит, ________образующие частицы — это частицы, участвующие в образовании форм _________________ и ______________________ наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

V Закрепление изученного

Работа в парах

1 пара. Задание:

1. Выразительно прочитайте текст.
2. Какая картина рисует в вашем воображении? Какое настроение выражено в тексте?
3. Определите разряд частиц и их функцию в тексте.
4. Прочитайте текст без частиц, сделайте вывод о роли частиц.

Раннее утро. Как ярко светит солнце! Навстречу солнечным лучам по голубому небу летит беркут.

Всё готово к празднику: в юрте — порядок, между людьми — мир. Забыты ссоры и обиды: в Наурыз все при встрече говорят только добрые пожелания.

Когда же начнутся развлечения? Вон мужчины состязаются с женщинами в отгадывании загадок. Может быть, именно сегодня Наурыз соединит две судьбы: девушка вызывает джигита на состязание.

2 пара. Задание:

1. Выразительно прочитайте текст.
2. Какая картина рисует в вашем воображении? Какое настроение выражено в тексте?
3. Определите разряд частиц и их функцию в тексте.
4. Прочитайте текст без частиц, сделайте вывод о роли частиц.

Прошли годы и века, но традиции живы.

Кипит городская площадь: сотни людей собрались здесь сегодня, десятки разноцветных юрт встречают гостей.

Пусть же всегда светит на голубом небе яркое солнце! Пусть парит высоко беркут! Пусть сохраняются прекрасные традиции, связующие поколения и народы! Пусть всегда в нашей душе живут лишь добрые слова, которые мы скажем друг другу в Наурыз!

Категория: