Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Украшение торсыка»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Каримжанова Толкын Калибековна учитель изобразительного искусства, ІІ квалификационная категория высшего уровня КГКП «Ясли-сад № 10 „Бал бұлақ“ гуманитарно-эстетического и оздоровительного профиля», ВКО г. Семей

Каримжанова Толкын Калибековна

Организованная учебная деятельность

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: «Рисование»

Тема: «Украшение торсыка»

Цель: формировать представления о мастерстве, о произведениях народного прикладного искусства. Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента. Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на прямоугольнике. Развивать художественно-творческие и интеллектуальные способности. Воспитывать в детях любовь к родному краю, трудолюбие, доброту, гостеприимство; помочь им проникнуться чувством гордости и уважения к труду казахских мастеров, создающих замечательные, самобытные изделия.

Оборудование: Выставка предметов быта: домбра, қоржын, торсык, набор посуды для кумыса (тостаган, ожау). Иллюстрации. Образцы. Формы торсыка для расписывания на альбомном листе. Восковые мелки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

Музыкальное сопровождение: запись А. Енсепова, кюй «Детство».

Словарная работа: Шебер. Қоржын. Торсық. Тостаған, ожау. Қошқармүйіз. Тұмар.

Билингвальный компонент: орнамент — ою-өрнек, қошқармүйіз — рога барашка, тұмар — амулет, шебер — мастер.

Этапы деятельности

I. Мотивационно-побудительный

Дети входят, здороваются с гостями: «Здравствуйте!» Садятся на стулья.

Педагог: Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы пришли к нам. Но вы, наверное, не догадываетесь, где вы оказались. Дети, я приглашаю вас и гостей посетить Город мастеров. Он находится в нашем детском саду. Добро пожаловать!

— Спасибо!

Приходит гость Алдар Косе (кукла)

— Салеметсіздерме, балалар! Как же долог был мой путь. Наконец-то мне встретился ваш прекрасный город. Мир вашему городу.

— Балалар, а вы меня узнали? Что это за город сказочно красивый

— Да, вы Алдар Косе. Это город мастеров.

II. Организационно-поисковый

Педагог приглашает детей рассмотреть предметы быта города мастеров.

— Дети, как в думаете кто делал такие красивые предметы.

— Мастер, художник.

Мастера — это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.

Казахи называют мастера — шебер.

Алдар Косе: Ребята, а вы можете мне рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у вас?

Педагог: Дети, я буду вам показывать предмет, а вы его называть.

Дети называют изделия народных мастеров:

1.Домбра — музыкальный инструмент.
2. Коржын — сумка.
3. Тостаган, ожау — чаша для кумыса.
4. Торсык (сосуд для кумыса)
5. Кесе — чашка для чая, табақ — большое блюдо.

Педагог: Дети, а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи — это искусство! Все вещи, которые мы видели — это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.

Дети, красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.

— Дети, вам понравилось в нашем городе?

— Да.

Игра «Укрась и назови предмет»

— А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает казахские предметы быта, головные уборы и сможет украсить их орнаментами.

Дети подходят к столу. На столе предметы для игры, выполняют задание.

— У меня на столе картинки с национальными предметами и орнаменты.

Задание: надо быстро и красиво украсить предмет орнаментами и правильно его назвать.

— Дорогой Алдар Косе, наши ребята умеют играть, но и работать они умеют хорошо. Они у нас, как настоящие народные мастера тоже умеют украшать красивые вещи.

Приглашает детей сесть на стулья за ковер.

Сегодня они украсят национальную казахскую посуду — торсык.

Торсык — это сосуд для хранения кумыса, айрана. В нем значительное время сохранялся напиток не теряя своих лечебных свойств. Кумыс — это молоко кобылы. В этом молоке очень много витаминов. Торсык шили из кожи.

В давние времена жизнь казахов была немыслима без кожаной посуды.

Ажурный национальный орнамент на изделии получался из заготовок с вырезанным узором. Выпуклость сосуда достигалась путем набивания его влажным песком.

Торсык обшивали кожанной ниткой, тесьмой и украшали национальным орнаментом.

— Дети, давайте назовем знакомые нам виды орнаментов.

— Қошқар мүйіз, тұмар, волна, крылья птицы.

Педагог показывает на мольберте последовательность ведения работы:

• выбрать цвет орнаментов.
• по краям торсыка восковым мелком расположить треугольник -орнамент тұмар-амулет.
• на горлышке торсыка расположить орнамент — волна.
• на заготовке кисточкой нарисовать в прямоугольнике прямую линию, по краям завитки- орнамент «қошқармүйіз».
• вокруг концом кисти нарисовать круги — домалақ.

Приглашает детей пройти за столы. На столах формы торсыка для расписывания, восковые мелки, краски. Предлагает детям украсить торсык орнаментами.

— А не пора ли нам немного отдохнуть?

Физминутка «Солнышко»

Вот как солнышко встает,
Выше, выше
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.
Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком
Нам весело живется.
(Хлопать в ладоши, улыбаться).

Дети расписывают готовые формы торсыка мелками, двумя цветами красок, предварительно обсудив, что будут расписывать — название, назначение: какие элементы будут использованы (на казахском и русском языках).

  • тұмар (амулет)
  • волна (толқын)
  • қошқар мүйіз (рога барана).

Включение мелодии А. Енсепова кюй «Детство».

Самостоятельная деятельность детей.

III. Рефлексивно-корригирующий

После завершения работ, педагог вместе с Алдаром Косе помещают рисунки на выставочный стенд, анализируют работы. Отмечают наиболее удачно нарисованные узоры, а также аккуратность в работе.

Дети показывают гостям и Алдару Косе свои работы.

— Дети давайте подарим нашему Алдару Косе на память о нашем городе сувенир-кесе.

Алдар Косе: Спасибо дети, досвидания!

Дети прощаются с гостем из сказки.

— Досвидания Алдар Косе.

Педагог: Дети, мы с вами славно поработали. Теперь о вас гости могут сказать, что у вас умелые и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами.

Рефлексия.

— Дети, вам понравилось занятие?

Если понравилось, возьмите на столах орнаменты ярких радостных цветов: красных, желтых, зеленых цветов и расположите на рисунке с изображением казахской посуды.

Ожидаемый результат:

Знать: предметы быта-домбра, қоржын, торсык, набор посуды для кумыса (тостаган, ожау).

Иметь: представление о прикладном искусстве мастеров Казахстана.

Уметь: красиво украсить торсык национальным орнаментом.

Использованный источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/03/04/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-gorod-masterovv-dannom-zanyatii-deti