Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: А. С. Пушкин: жизненный и творческий путь писателя. Вступление к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Полякова Татьяна Анатольевна
Булаевская школа-гимназия имени Батыр Баяна
района Магжана Жумабаева
Полякова Т.А.

Урок русской литературы в 5 классе с использованием электронного учебника «Русская литература» 5 класс национального Центра педагогических технологий информатизации образования г. Алматы

Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, с новым литературоведческим понятием «поэма»

Задачи:

  • образовательные: расширить знания учащихся о Пушкине-личности, писателе, поэте; познакомить учащихся со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
  • развивающие: развивать умение переводить зрительную информацию в словесную с использованием ИКТ; способствовать развитию навыков выразительного, правильного, беглого чтения (выбирать нужный тон и темп чтения, указывать паузы, выделять логическое ударение);
  • воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии; способствовать обогащению читательского опыта учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг «Мир Пушкина — удивительный мир», электронный учебник «Русская литература» 5 класс, интерактивная доска, репродукция картины И. Айвазовского «Пушкин на берегу моря», фрагмент музыкального сопровождения — увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», иллюстрации учащихся к произведениям А. С. Пушкина.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Выразительное чтение учащимися отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Бессмертие».

Бессмертие

    По-русски говорим мы с детства,
    Но волшебство знакомых слов
    Мы обретаем, как наследство,
    В сиянье пушкинских стихов.
    Поэт не стал далёкой тенью,
    Святыней, отданной в музей.
    Он шумно празднует рожденье
    Среди бесчисленных друзей…

II. Работа с электронным учебником. Знакомство с биографической справкой о Пушкине

А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь у мальчика была к русской речи. Няня поэта Арина Родионовна познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы, Пушкин стал поэтом. Сюжеты сказок, услышанные от няни, он использовал при создании своих сказок. Пушкин не писал специально для детей, но его сказки любят и взрослые, и дети. В сказках он показал конфликт между добром и злом. Всего сказок у него пять. Какие сказки вы знаете? (На экране интерактивной доски обложки книг). А поэму «Руслан и Людмила» Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет.

III. Выявление и обобщение читательского опыта учащихся

1. Викторина на знание произведений Пушкина.

2. Беседа о книгах А. С. Пушкина с использованием выставки.

3. Беседа учителя с классом:

— Ребята, что вы можете сказать о книгах, представленных на выставке? (Все они принадлежат перу А. С. Пушкина).

— С каким произведением А. С. Пушкина вы ещё не знакомы? (Поэма «Руслан и Людмила»).

Эту поэму «Руслан и Людмила» Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет….

4. Об истории создания поэмы «Руслан и Людмила». (Опережающее задание: индивидуальное сообщение ученика)

IV. Прослушивание фрагмента увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

— Какие ассоциации рождает у вас прослушанный музыкальный фрагмент? (Рассуждения детей: «Нас ждёт встреча с волшебством, чудесами, будет что-то неожиданное…».

Учитель: А познакомиться с этим неизведанным, волшебным нам и поможет вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы продолжим путешествие по загадочным уголкам природы, где нас ждёт много волшебного, интересного и неизведанного.

V. Работа с текстом «Вступления к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…» А. Пушкина.

1. Введение понятия «поэма».

Учитель: Жанр этого произведения — поэма. (Работа с электронным учебником «Русская литература» 5 класс, подмодуль 1. Фольклор. Малые эпические формы).

Задание:

Рассмотрите таблицу в электронном учебнике и выпишите в тетрадь жанры произведений, которые характеризуют творчество Пушкина.

1. Первичное восприятие текста поэмы. Чтение учителем наизусть текста «У Лукоморья дуб зелёный…» на фоне музыки. (На интерактивной доске текст перед учащимися)

2. Беседа о сказочном в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (а также о сказочном в сказках — обобщение изученного ранее).

Аналитическая работа:

— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

— Каким вы представили себе Лукоморье?

— Ребята, какие чудеса приготовил нам сказочный лес?

— Каких сказочных героев вы встретили?

— Что характерно для сказки? (Волшебство, озвучивание животных и неживых предметов, магические числа).

— Какие элементы волшебства, сказочности присутствуют во вступлении к поэме?

VIII. Физминутка! (Проводит ученик)

    Хорошо гулять по лесу!
    За песнями наклоняйся!
    Вот Высокая сосна,
    1 — подняться, подтянуться.
    На поляне дуб зелёный,
    2 — согнуться, разогнуться,
    Потянулся к небу кроной.
    3 — в ладошки три хлопка.
    4 — руки шире,
    5 — руками помахать,
    6 — за парту тихо сесть.

IX. Лексическая страничка. (Работа с толковым словарём живого великорусского языка В.Даля)

Лукоморье — это морской берег или морская лука.

Лука — это изгиб, кривизна, излучина, дуга.

Словарная работа:

Златая — золотая. Дол — долина — пространство без деревьев. Чреда — по очереди. Пленяет — берёт в плен. Подбор синонимов: чахнет — сохнет; тужит — грустит.

X. Рефлексия урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось, запомнилось?

XI. Комментирование и выставление оценок

XIII. Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрации к вступлению к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…», выучить наизусть отрывок «У Лукоморья дуб зелёный…».

Категория: