Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Преодоление детских страхов»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Гусманова Алла Николаевна, педагог-психолог первой квалификационной категории высшего уровня КГКП «Ясли-сад № 16 „Таңшолпан“ Отдела образования физической культуры и спорта города Темиртау» Карагандинская область город Темиртау

Гусманова Алла Николаевна

Цель: Знакомство с базовыми эмоциями, простейшими приёмами саморегуляции.

Задачи:

1. Учить детей умению управлять своими эмоциями, снятию психического напряжения, релаксации.
2. Развивать способность определять эмоции, обогащать словарь детей за счёт слов,
3. Формировать активную позицию не боящегося (коррекция тревожности, страха).
4. Поддерживать у детей бодрое, радостное настроение, побуждать к действию.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, сплочённость группы, чувство эмпатии (умение сопереживать), уверенность в себе.

Предварительная работа:

1. Изотерапия. Рисование «своих страхов» на тему: «Чего я боюсь», «Кого я боюсь», «Мне страшно».
2. Работа с пиктограммами.
3. Рисунки страхов, страшных персонажей, темноты и т. д. (Баба-Яга, Бармалей, Змей Горыныч, тень, «Темноландия», Снежная Королева, дракон, приведения).

Ход занятия:

1. Игра «Приветствие»

Здравствуйте дети! Я рада видеть Вас!

Ребята, как мы с вами можем приветствовать друг друга (улыбкой, взглядом, прикосновением). Сейчас поприветствуем друг друга словами.

Дети по кругу говорят: Қайырлы таң! Доброе утро! Қайырлы күн! Добрый день! Салем. Привет. Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Приятно видеть вас. Как я рад (а) видеть вас.

2. Игра «Ласковое имя»

(Дети стоят в круге, передают мяч друг другу)

Теперь давайте вспомним, как ласково вас называет мама. Называете свое ласковое имя и передаёте мяч соседу. Вот мы и узнали, как вас ласково называют мамы.

3. Ребята, послушайте песенку

(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма про Винни-Пуха)

Кто ходит в гости по утрам
Тот поступает мудро
И между тем
Та-рам, та-рам
На то, оно и утро!

Ребята, кто пел эту песенку? Из какого она мультфильма? Какой Винни-Пух?

Ответы детей: мудрый, смелый, весёлый, шумный, интересный, толстенький, коричневый, сладкоежка, боялся оставаться один.

Педагог психолог: Чем он любил лакомиться?

Дети: Мёдом.

Педагог: Покажите, как он залезал в горшочек с мёдом и потом слизывал мёд. Ложку покажите (согните ладошку). С каким удовольствием он причмокивал, делал это. Покажите, какое выражение лица было у него. Ах, какой душистый, вкусный мёд! (Эмоция удовольствия). Представьте себе: Прилетела одна пчёлка и села ему на нос, как он прогонял её, потом на щёку правую, потом на глаз, на другой. Целый рой на него напал, «Какой ужас на лице у него; как страшно. Ведь пчёлы больно кусаются». (Эмоция страха). Покажите, как он убегал от пчёл.

4. Самый лучший друг Винни-Пуха Кристофер Робин

Ребята, а вы помните, кто был лучшим другом Винни-пуха? Какой он?

Ответы детей: добрый, справедливый, вежливый, всегда помогает друзьям, смелый, надёжный, хороший.

Говорил Винни-Пух, что он всегда рядом с ним мысленно, чтобы он об этом всегда помнил, когда ему становилось страшно.

Однажды он шёл по улице и нёс в руке пакет, из которого что-то выглядывало, выпирало. Тигра заметил это и ему очень захотелось узнать, что же лежит в пакете. А Кристофер Робин шёл большими шагами и не замечал Тигру (показ педагога). Дети повторяют движение.

А Тигра прямо таки вился около Кристофера Робина, то с одной стороны, то с другой стороны подбежит, шею вытянет, заглядывает в полураскрытый пакет (показ педагога), показ детей как он заглядывал. Тигра ничего не увидел. Кристофер Робин сел на стульчик поставил пакет на землю рядом, Тигра махнул рукой и убежал. Дети показывают, как он махнул рукой и побежал.

5. Упражнение «Кролик»

Ребята, вспомните пожалуйста, а каким был кролик? Кролик был грустным, все показывают, грустного кролика, затем гладят его по голове и говорят добрые слова, например: «Садись, посиди у нас здесь», «Не грусти» и так далее все дети.

6. Игра «Море волнуется раз, два, три.... эмоция страха — замри»

Педагог-психолог показывается пиктограмму базовых эмоций (по очереди), дети показывают эмоцию (грусти, радости, страха, обиды, гнева, удивления).

7. Упражнение «Ваза»

Педагог-психолог: «Сегодня у мамы день рождения. Кристофер Робин потихоньку вошёл в комнату с вазочкой, спрятанной за спиной. Он шёл на носочках и улыбался (показ педагога). Мама даже не услышала, как он вошёл. Кристофер Робин подошёл к маме сзади и очень громко сказал: «Мама я поздравляю тебя с днём рождения!» Мама испугалась от неожиданности, вскочила и закричала: «Ой, ой! Кто это? Кристофер Робин, как ты меня напугал!!! У меня даже сердце заболело». Дети все по очереди со сменой ролей показывают эту сцену. Правильно поступил Кристофер Робин? Кристофер Робин — испугал маму, настроение у него испортилось (обобщение педагога.) А теперь покажем, как бы вы это сделали правильно с улыбкой нежно, ласково, по доброму, тихим голосом, глядя в глаза. Показ детей.

Ребята, кто ещё не был Кристофером Робином? Иди, покажи, как шёл Кристофер Робин.

8. Упражнение «Мусорное ведро»

Педагог-психолог:

1) Что мы вчера рисовали? — свои страхи.
2) Куда мы их сложили? — в мешок
3) А потом что сделали с мешком? — завязали.
4) А как завязали? — крепко, крепко.
5) Для чего мы это всё сделали? — чтобы не бояться.

Мы сложили наши страхи в мешок. Каждый расскажет о своём страхе. А что ещё можно сделать с нашими страхами? (разорвать на кусочки).

А как ещё можно помочь детям? Другому ребёнку рассказать о чужом страхе (тоже порвать и выбросить). Мы с вами поговорили о наших страхах, а теперь рвем наши рисунки и выбрасываем кусочки в ведро.

9. Этюд «Уходи, страх, уходи»

Возьмёмся за руки по кругу (между детьми подушки). Закройте глаза и со всей силы бейте ногами по полу, а руками по подушкам и кричите, «Уходи, страх, уходи» (2-3 минуты). Весь страх ушёл. Пора отдохнуть.

10. Релаксация «Звезда» под лёгкую спокойную музыку

Педагог-психолог: Лягте на пол раздвиньте широко руки и ноги, как будто вы звезда. Спокойно полежите и послушайте музыку....1-2 минуты дети лежат, закрыв глаза. Весь страх ушел. Представьте радостное лицо Винни-Пуха, который ходит в гости, который победил свой страх, и нашёл своего друга Кристофера Робина и в этом помогали ему его друзья. Весь страх ушёл, вы стали смелыми, заботливыми, внимательными. Вам хорошо вместе со своими друзьями. Вы хорошо отдохнули, а теперь пора вставать, нас ждет ещё много добрых дел. Потянитесь, встряхнитесь, обнимитесь, я рада была с вами пообщаться. До новых встреч!

Категория: