Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Понятие «Cловообразование». Образование слов с помощью приставки

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Семыкина Ольга Борисовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, КГУ «Средняя школа № 43 им. Г. Мусрепова», СКО г. Петропавловск

Цель: введение понятия «словообразование», знакомство со способами словообразования.

Задачи:

  • ввести понятие «словообразование»;
  • повторить значение приставки в слове;
  • познакомить с понятием «приставочный способ» образования новых слов;
  • познакомить с правописанием приставок раз-, рас- и т. д.;
  • развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой.

Я — человек. Я всё могу. Я отношусь к людям так,
Как хочу, чтобы они относились ко мне.

Продолжите предложение.

Думаю, наш сегодняшний урок пройдёт в такой же атмосфере.

Сегодня наша задача повторить части слова и их роль в слове, познакомиться с новым понятием.

II. Минутка чистописания

Флипчарт 1

Прочитайте слова.

ПРИСКАЗКА, ПРЕРВАЛ, ПОДСКАЗКА, ПОДУЛО, ПРОГРЕМЕЛ, ПЕРЕСКАЗ.

Назовите букву для минутки чистописания.

Пп

На какие группы можно разделить данные слова? (сущ. и глаголы)

В 1-й столбик соберите существительные, во 2-й глаголы.

Что вы можете сказать о данных существительных? (однокоренные)

Чем различаются? (приставками) Выделите.

Запишите сочетания

ПРИ ПОД ПЕРЕ

Выделите приставки у глаголов.

ПРЕ ПО ПРО

Назовите тему урока.

Что такое приставка?

Телеграфная лента 1

III. Словарно-орфографическая работа

Флипчарт 2

Картинный словарь.

Назовите слова, спрятанные за рисунками. Запишите, обозначив орфограмму. (фронтально у доски). Проверьте, убрав картинку.

С данными словами составьте словосочетания глагол+существительное. (устно) Назовите приставку в глаголах.

Повторите определение.

IV. Новый материал

1. Образование новых слов на основе уже имеющихся в языке называется словообразованием.

Телеграфная лента 2

2. Работа по учебнику. С. 69 упр. 156

Выпишите слова, в которых дописывали приставки. (один за закрытой доской)

Какие это слова? (однокоренные)

С помощью чего образовали новые слова?

Назовите способ словообразования.

Какой смысловой оттенок придаёт приставка каждому из данных слов? (устно указать значения слов)

Физминутка (гиперссылка)

V. Закрепление

1. Образуйте слова приставочным способом (по рядам самостоятельно)

Флипчарт 3

ДАРИТЬ СОЛИТЬ КРАСИТЬ
ПО ДО ЗА ПЕРЕ НА О РАЗ ПОД РАС

Проверка: подставить приставки, которые использовали, к слову.

Почему РАЗДАРИТЬ, но РАСКРАСИТЬ?

Флипчарт 4

2. Образуйте однокоренные слова приставочным способом, объясните выбор приставки РАЗ- или РАС- (в группе)

Давать, таять, горячиться, пустить, винтить, киснуть.
Проверка: соберите слова в два контейнера.

ПРИМЕЧАНИЯ на каждом контейнере.

3. Вставьте в приставки буквы З или С. Выделите приставки.(цепочкой у доски)

Флипчарт 5

Ра_бить, ра_крыть, бе_конечный, бе_донный, во_ход, во_дать.

4. Работа по учебнику. С. 69 упр. 155 (в паре)

Повторите понятие «антонимы».
Назовите способ словообразования.

VI. Итог

1.Что такое словообразование?

С каким способом словообразования познакомились на уроке?

Что узнали о правописании приставок?

3. Дети говорят:

Объясните значение слов

Липкопластырь
Накудриватель
Растопоривай
Булбиотека
Шарики лопаются, значит они лопучие
Алиса перебирает фигуры: четырёхугольник, пятиугольник, безпятиугольник

VII. Дома

Приложение

СкачатьПриложение

Категория: