Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Обобщение по теме имя прилагательное

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Илюбаева Айгуль Зиадаевна учитель начальных классов 2 категории, стаж 21 год, КГУ «Смирновская средняя школа № 2». Село Смирново, Аккайынский район Северо-казахстанская область

Илюбаева Айгуль Зиадаевна

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи:

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи; умение определять род, число, падеж имени прилагательного.
2. Развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи.
3. Чувствовать красоту художественного слова.

Оборудование: стикеры, ватман, маркеры, карточки с заданиями, презентация, для сказки (имя прилагательное, имя существительное, глагол, Морфология, числительное)

Ход урока

I. Организационный настрой

1. Приветствие гостей и друг друга.

2. Настрой — пожелание учителя.

— Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.

— Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

II. Минутка чистописания

— Для того чтобы очутиться в сказке мы должны выполнить М/ч и расшифровать запись. Ая, яя ое, ее ый, ий, ой ые, ие
Спишите, распределив окончания ИП, в несколько групп по какому-либо признаку. Объясните свои действия.

— Определите тему нашего урока. Используя ИП, скажите пожелание каждой команде.

III. Основной блок

— Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст из одной сказки, которую вы проходили на уроках ЛЧ. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.

— Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?

1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть, кой-какого, товару.

2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.

2. Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

3. Раз он в море закинул невод, —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травою морскою.

— Это всеми нами любимые сказки А. С. Пушкина. Слайд 1

— Отгадав загадку, вы наверняка, определите какая из сказок А. С. Пушкина, послужит основным материалом к нашему уроку.

— Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!

— Какое слово помогло вам отгадать загадку? К какой части речи относится слово? В каком значении употреблено?

Итак, мы на уроке обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.

— Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать?

(I группа)

«Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю»

— В тексте вы заметили ловушки. Измените падежные окончания имен прилагательных, определите его грамматические признаки. Подготовьтесь к защите свих работ.

(Золотую рыбку — ед. ч, ж. р., В. п., в море синее — ед. ч., ср. р., В. п., дорогою ценою — ед. ч., ж. р., Т. п., )

(II группа)

«Отвечает золотая рыбка:
„Не печалься, ступай себе с Богом
Так и быть: изба вам уж будет“
Пошёл он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами.»

(Золотая рыбка — ед. ч., ж. р., И. п., с кирпичною, беленою трубою — ед. ч., ж. р., Т. п., с дубовыми воротами — мн. ч., Т. п.)

— Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам.

(III группа)

Жил старик со своею старухой
У самого синий моря;
Они жили в ветхие землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с травою морская

(У синего моря — ед. ч., ср. р., Р. п., в ветхой землянке — ед. ч., ж. р., П. п., с травою морскою — ед. ч., ж. р.. Т. п.)

(IV группа)

Вот пришел он к синий морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотая рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новый корыто.

(к синему морю — ед. ч., ср. р, Д. п., золотую рыбку — ед. ч., ж. р., В. п., новое корыто — ед. ч, ср. р., В. п)

— Какое обобщение сделаем из проделанной работы?

— Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.

2. Физминутка. Из данной сказки я называю вам существительное — приседаем, прилагательное — кружимся, глагол — смеемся, улыбаемся, числительное — пять, местоимение — стоим на одной ноге.

(море, золотую, старуха, в третий, государыня, тридцать, закинул, воротами, высокий, она, вольною, кликать, над ним, пряла, морскою)

IV. Инсценировка сказки «Как родилось имя прилагательное»

V. Составление кластера «имя прилагательное». Презентация работ каждой группы.

VI. Творческая работа

В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Сочиняйте, какая сказка получилась

Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На........................ планете жили..................... и..................... человечки, у них были............................ глаза, ........................ волосы, ........................... уши. Зато очень........................ характер. Домики у человечков были........................, а крыши у домиков — ........................ . Возле каждого домика сидела....................... собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что......................... домики охраняли........................... дракончики и........................... страусы. Они сидели на........................... веревочках и рычали. На..................... деревьях пели............................. песни....................... мухи. В..................... лесах водились........................... слонята, .................. цыплята, ................ ёжики и........................ ящерицы. А на....................... черепахах.............................. человечки ездили в гости.

Клетчатый, квадратный, фиолетовый, смешной, полосатый, лысый, веселый, сердитый, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, синий, глубокий, широкий, золотистый, носатый, шерстяной, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, красный, удивительный, странный, бархатный, прелестный, чудесный, милый, малюсенький, крупный, железный, кирпичный, колючий.

Индивидуальная работа

Спикерам команд

1) Улыбка, добрая, злая (Исключить лишнее слово, подобрать имена существительные подходящее по смыслу к данным ИП, просклонять любое словосочетание)

2) Юная, молодая, рисовать (Исключить лишнее слово, выполнить фонетический разбор слова юная)

2) с травою морскою (морф. разбор)

3) В чём необычность рыбки? (ответить письменно на вопрос, выполнить синтаксический разбор) рыбка умеет говорить человечьим голосом.

VII. Логический диктант

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

Нет

 

 

 

 

 

 

1. Имя прил. часть слова.
2. Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
3. Имена прил. обозначают признак предмета.
4. Имена прил. изменяются по родам.
5. Имена прил. бывают только муж. и жен. рода.
6. Имена прил. не изменяются по числам.
7. Имена прил. является второстепенными членами предложения.
8. Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
9. Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
10. Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

VIII. Синквейн рыбка. море. старуха, старик

Итог урока: — Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.

IX. Самооценивание

Категория: