Тема: «Части речи. Закрепление»
Аязбаева Галия Сапаровна учитель начальных классов второй квалификационной категории высшего уровня КГУ «Кызыласкерская средняя школа им. |
Цели:
- Обобщить знания о частях речи, закрепить умения распознавать грамматические признаки каждой части речи;
- Вырабатывать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфическое письмо; обогащать словарный запас учащихся;
- Воспитывать ответственное отношение к учебе, к товарищам.
Оборудование: Телевизор, письмо телезрителей.
Ход урока
Организационный момент.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых.
Каллиграфическая минутка
— Мы должны поупражняться в безотрывном, ускоренном письме, а так- же объяснить смысл непонятных слов: флора, фауна, фиалки, филин.
Флора — растительный мир. В древнеримской мифологии — богиня цветов, юности.
Фауна — животный мир. В древнеримской мифологии — покровительница стад.
Словарная работа. Запоминание слов по теме «Цветы»
Загадки.
Он выходит жарким летом, в белый пуховик одетым.
Но подует ветер — вмиг, облетает пуховик.
(Одуванчик.)
На проталине лесной огонёк горит весной.
Огонёк несмелый, как снежинка, белый.
(Подснежник)
Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки.
Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Запоминание новых слов и краткие сведения о происхождении названия
Роза цветок, которому в древности поэты Персии — «Гюлистана» посвящали стихи и слагали песни. В Индии, Греции, Египте роза стала цветком любви, радости и красоты. В Древнем Риме розу почитали как символ высокой нравственности.
Георгины родом из Центральной Америки. 4 вида дикорастущих георгинов стали основой для выведения сотен сортов этих нарядных цветов, носящих имя выдающегося петербургского ботаника и географа И. Георги.
Гладиолус в переводе с латинского означает «меч». Легенда гласит, что двум
Запись слов: одуванчик, подорожник, подснежник, роза, георгина, гладиолусы.
Сообщение вида урока. Урок-программа «Что? Где? Когда?»
Эпиграф нашей передачи: «Знатоки всё умеют, всё знают и всё правильно выполняют».
К нам в класс пришли несколько писем с вопросами, а мы, Знатоки, постараемся на них ответить.
— Какая большая страна есть в русском языке? (Морфология.)
— А какие самостоятельные города в ней есть? (Существительное, прилагательное, глагол.)
— Итак, тема телепередачи: «Части речи».
— Какие цели вы вставите перед собой?
— Быть сообразительными, внимательными, правильно строить речь, быть взаимовежливыми, постараться запомнить всё новое.
Физминутка
Игра с телезрителями
1 Телезрительница г. Алматы студентка филологического факультета Евразийского университета Муканова Асель просит вас
Закончить фразы:
— Трактор водит — …. (тракторист).
— Электричку водит — …(машинист).
— Стены выкрасил — …(маляр).
— Доску выстрогал — …(столяр).
— В жаркой кузнице — …(кузнец).
— Кто всё знает — …(молодец).
— Как сказать одним словом? (Профессия).
— К какой части речи они относится? (К имени существительному.)
Морфологический разбор любого существительного (в тетрадях).
— Что для вас быть хорошим человеком?
— Это значит быть добрым, отзывчивыми, скромными, трудолюбивыми людьми.
Чтение и запись пословицы: «О хороших людях говорят хорошее — Жасыа сз ереді».
— Ребята, те слова, которые характеризуют хорошего человека, к какой части речи вы отнесете к именам прилагательным.
— На какие вопросы они отвечают. (Какой? Какая? Какое? Какие?, на казахском языке — андай?)
2. Другая телезрительница, учитель русского языка Фельбуш
Чтение и вставка подходящих по смыслу прилагательных.
Пришла… пора прощания. … птицы потянулись в… края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в… кучу и затихли. Вожак медленно расправил… крылья и резко поднялся в… воздух. Табун взлетел за вожаком. … гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались… гуси. Молодёжь находилась в конце… стаи.
Запись словосочетаний прилагательное + существительное. (перелётные птицы)
Устно определить род и число.
3. Телезритель Марочкин Никита, ученик 6 класса СШ № 3 спрашивает: «Умеете ли вы составлять из данных слов предложения».
Горы, слева, изрезанные, громоздились, ущельями.
Решительно, вправо, ребята, повернули.
Они, высоко, очутились, над, моря, берегом.
Устно: морфологический разбор прилагательного (изрезанные)
4. Семья Шаучюнас из г. Астаны просит сформулировать обратные действия.
— Вова не любит мыть руки. (Я люблю мыть руки).
— Катя не боится собак. (Я боюсь собак).
— Диана не любит уроки физкультуры. (Я люблю уроки физкультуры.)
— Рома не умеет решать задачи. (Я умею решать задачи)
б) — Какой частью речи являются слова, обозначающие действия? (Глагол.)
— Назовите произнесенные вами глаголы.
— Написать глаголы: любит, боится, люблю, умеет, решать, отказывается.
— В каком числе употребляются эти глаголы? (Ед.ч.)
5. Внимание! Это задание вам, знатоки, от меня.
— Он — и Земля, и планета, он — Родина. Он — и городской, и сельский. Он — и юрта, он — и школа. О чем идет речь? (О доме, в котором мы живем.)
Пожелания вашему дому.
Руки над головой, пальцы соединены — это крыша идеального дома.
Руки скрещены на груди — много света в доме. Глаза вверх — мир дому. Глаза вниз — покой дому. Глаза вправо — добро дому. Глаза влево — любовь дому. Глаза прямо — свет дому.
Итог урока
— Достигли ли мы поставленных целей? Что нового узнали? Кем вы сегодня были? (Знатоками.)
Домашнее задание
- 6012 просмотров