Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Строение числительных. Простые, составные и сложные числительные

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Михасёва Наталья Петровна

Урок № 2

Цель: знакомство со строением числительных

Задачи: показать строение числительных, отработать навык определения строения числительных, показать особенности склонения простых, сложных и составных числительных

Ход урока:

1. Оргмомент, целевая установка

2. Проверка творческих работ домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний:

1. 2–3 ученика получают опорные схемы по имени числительному с пробелами, которые надо заполнить.

2. Среди остальных учеников проводится тестирование:

1. Назовите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой:

А — семь
Б — седьмой
В — семиборье

2. Что обозначает имя числительное?

А — количество предметов
Б — признак предмета
В — порядок предметов при счёте

3. В каком предложении употреблено имя числительное?

А — Одноэтажный домик на краю города.
Б — Жилые комнаты (которых было четыре) выходили окнами в сад.

4. К какому разряду относится имя числительное в предложении «Полетели по воде две косматые тени»?

А — количественное
Б — порядковое

5. Определить ряд порядковых числительных:

А — три, тридцать три, триста тридцать три
Б — одна третья, две третьих, одна целая две третьих

4. Объяснение нового материала СЛ-2, СЛ-3:

Учитель объясняет алгоритм определения строения числительных, затем его «отрабатывают» ученики.

5. Первичное закрепление:

1.учебник, с.219 — К истории слова: суффикс -дцать (устно)
2.охарактеризовать числительные по их составу (устно):

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемь, пятьдесят, семнадцать, пятьсот, одиннадцать, семь тысяч тридцать два, восемьсот сорок один.

6. Тренировочные упражнения:

1. Упр.713: работа по вариантам (1вар.выписывает простые числительные, 2 вар. — сложные, 3 вар. — составные)

2. По тексту, предложенному на слайде, заполняется таблица СЛ-4

простые сложные составные
     

7. Особенности склонения простых, сложных и составных числительных

(таблица на слайде) СЛ-5

8. Тренировочные упражнения:

1. упр.714(1): прочитать; какие по строению числительные встретились в тексте? Выписать предложения с числительными, объяснить склонение числительных. СЛ-6

(словарная работа: торнадо — сильный атмосферный вихрь в виде тёмного столба, спускающегося из грозового облака, на своём пути вызывает катастрофические опустошения и разрушения; обычно бывает в США.

— Какие синонимы можно подобрать к слову «торнадо»?)

2.упр.719: прочитать; выписать словосочетания «сущ. + числ.», просклонять их

9. Подведение общих итогов урока: СЛ-7

— Какими по своему составу бывают числительные? как определить их состав?

— Как склоняются простые, сложные и составные числительные?

Тестирование:

1. Сколько слов следует писать в составе имён числительных? А-22, 76, 93; Б- 103, 216, 340

1. три слова; 2. два слова

2. Найдите сложное числительное.

А — пять, Б — пятнадцать, В — пятьсот

3. Найдите составное числительное.

А — восемнадцать, Б — восемьдесят, В — восемьсот восемьдесят

4. Укажите разряд числительного по строению «Возраст преклонный — восемьдесят лет.»

А — простое, Б — сложное, В — составное

10. Домашнее задание:

§ 50; упр.717(1) — списать, заменяя цифры словами, вставить пропущенные буквы, определить падеж числительных. СЛ-8

(словарная работа: бархан)

Задание повышенной трудности: упр.718–3

Индивидуальное задание: история создания слова «миллион»

11. Выставление оценок за урок.

Категория: