Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Слово, как смысловое явление

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Трехлеб Ольга Юрьевна
воспитатель второй квалификационной категории
ГККП ясли/сад «Малыш»,
г. Петропавловск
Трехлеб О.Ю.


Конспект организованной учебной деятельности.

Старшая группа

Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Програмное содержание: Учить понимать смысл и значение слов; закрепить знания о многозначных, обобщающих словах; совершенствовать знания о словах обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета; упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать интерес и внимание к слову, умение проявлять сдержанность, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: Схемы, обозначающие предмет, признак, действие предмета; предметные картинки; мяч, иллюстрации многозначных слов; черный и белый листы бумаги. Картинки, обозначающие животных птиц человека насекомых и их жилища.

Ход занятия:

Психогимнастика «Солнышко»

Воспитатель:

    Возьмемся за руки друзья,
    Друг другу улыбнемся!
    И пожелаем всем добра
    И скажем: Здравствуй солнце!

Воспитатель: Приглашаю вас в чудесную страну слов. Путешествие будет долгим и трудным и нам необходимо подготовиться.

Вопросы: Из чего состоит наша речь? Что такое слово?

Воспитатель: Слов в русской речи великое множество, но называют они не только предметы, но и всё, что угодно. Посмотрите на схемы, что обозначают слова? (Приложение В, схемы 1, 2, 3).

Слова обозначающие предмет Слова обозначающие признак предмета Слова обозначающие действие предмета

Где можно найти слова?

Предлагает поиграть в д\и «Слово на ладошке».[1]

Воспитатель:

    Я слова найду везде и на небе и в воде,
    На полу, на потолке,
    На носу и на руке.
    Вы не слышали такого?
    Не беда сыграем в слово!

Дети называют слова, обозначающие действие предмета, признак предмета, предмет.

Воспитатель: Я приготовила для вас корзинку с картинками. Разложите их под схемой, пусть каждый назовёт получившееся слово.

Воспитатель: Молодцы, к путешествию готовы. Закройте глаза и волшебный ветерок перенесёт вас в чудесную страну слов, как только он коснётся вас, можете открыть глаза.

(Звучит музыка)

Перед нами чудесная страна слов, чтобы не заблудиться в пути дорогу покажут стрелки указатели.

(Дети двигаются в указанном направлении)

Воспитатель: В стране слов можно встретить слова похожие по звучанию. Какие это слова? Предлагаю поиграть в игру «Подбери рифму»[2]

Воспитатель: Чем похожи эти слова?

Воспитатель: Слова похожие по звучанию называют рифмованными словами. Чтобы вы не забыли о них, запишем это с помощью схемы (Приложение, А, 1).

Рифмованные слова

Ну, а мы продолжаем путешествие, куда же ведет нас стрелочка?

Воспитатель: В стране слов живут слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Послушайте стихотворение об этих словах: [3]

    Различен смысл слов, но всё же,
    Как близнецы они похожи:
    На стройке кран груз поднимает,
    Из крана воду набирают,
    Очки ношу я на носу,
    Очки команде приношу,
    Иголку я найду на ёлке,
    И дырку я зашью иголкой,
    На плитке приготовлю кашу,
    И плиткой в ванне пол украшу.

Вопросы: Какие одинаковые по звучанию слова вы услышали? Какие предметы они обозначают одинаковые или разные?

Д\и «Найди слово одинаковое по звучанию» [2]

Дети выбирают картинки, находят слова.

Воспитатель: Какое слово у вас? А у вас?

Воспитатель: Молодцы! Вот вы и убедились, что слова могут звучать одинаково, а обозначают разные предметы. Эти слова называются многозначными. Запишем о них с помощью схемы (Приложение, А, 2).

Многозначные слова

Воспитатель: Посмотрите на указатель, куда ведет стрелочка?

Рассмотрите картинки. Назови кто это? (индивидуально)

Где они живут? Как одним словом можно называть дом, берлогу, улей, гнездо, будку?

Воспитатель: Вот видите, слова могут звучать по-разному, а значение у них одно. Все эти предметы обозначают жилище. Такие слова называют обобщающими. Запишем о них с помощью схемы (Приложение, А, 3).

Обобщающие слова

Воспитатель: Продолжаем путь, посмотрим на указатель

Воспитатель обращает внимание детей на лист черной и белой бумаги.

Что это? Какого цвета? Что это может означать?

Воспитатель: Мы встретили слова противоположные по значению. Назовём их.

Слова противоположные по значению называют антонимами.

Д\и «Наоборот» [4]

Как незабыть о словах с противоположным значением?

Дети записывают о словах антонимах схемы (Приложение, А, 4).

Слова антонимы

Воспитатель: Ну, что нам пора возвращаться, закройте глаза и волшебный ветерок перенесёт нас в детский сад.

(Звучит музыка)

Воспитатель: Понравилось вам в стране слов? (Обращает внимание детей на схемы Приложение, А). С какими словами повстречались? Кому хотите о них рассказать?

Рифмованные слова Многозначные слова Обобщающие слова Слова антонимы

Литература

  1. Н. В. Пикулева сборник детских песен «Слово на ладошке».
  2. Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».
  3. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учереждений «Ребенок в детском саду» № 3, 2009 год, стр. 24.
  4. Научно популярное издание «Развивающие игры для детей от 5 до 7 лет» ООО Издательство «Эксмо»,2009.