Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Рязанов Эльдар

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Peoples.ru

Родился 18 ноября 1927 года в Самаре.

Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо — заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.

Эльдар Рязанов | Фото с сайта 1tv.ru

Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Григория Михайловича Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссером, автором таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С.В.Д." (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), «Трилогия о Максиме» (1934–1939)(все — совместно с Леонидом Захаровичем Траубергом). Среди педагогов был и великий Сергей Эйзенштейн, который «выделил» юного Рязанова и оказал огромное влияние на него.

В 1950 году Э. А. Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссеры получили диплом с отличием. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино. Он снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л.Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба -1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).

В 1955 году Эльдар Александрович стал режиссером киностудии «Мосфильм» и поставил (с. Н.Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии «Мосфильм» Иван Александрович Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутье: фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а исполнительница главной роли, молодая актриса Людмила Гурченко стала кинозвездой. Песни композитора А.Лепина напевала вся страна!

Трудно поверить, что Эльдар Александрович пытался четыре раза отказаться от постановки — но преодолеть плотную «опеку» Пырьева, к счастью, ему не удалось.

В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974). А в 1961 г. сделал две сатирических ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноименному рассказу И.Ильфа и Е.Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьезно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шел из-за цензурного запрета).

В «Человеке ниоткуда» успешно дебютировал С. Ю. Юрский и А. Д. Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме четыре роли, развеяв тем самым миф о своей «некиногеничности». В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю. В. Яковлева. Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль М. И. Кутузова — И. В. Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Пьесу А. К. Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э-А.Рязанова: сценарист Э. В. Брагинский, композитор А. П. Петров, оператор В. Д. Нахабцев, актеры Ю. В. Яковлев, А. А. Миронов, Е. А. Евстигнеев, В. И. Талызина, позднее — Л. М. Ахеджакова, А. В. Мягков, О. В. Басилашвили, В. И. Гафт

Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э. А. Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нем точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей создали великолепные актеры И. М. Смоктуновский, Е. А. Евстигнеев, А. Д. Папанов, А. А. Миронов, О. Н. Ефремов, О. А. Аросева, Г. Б. Волчек и другие. Все это, а еще — замечательная музыка А. П. Петрова сделали фильм воистину нестареющим.

Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э. А. Рязанова: «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975, телефильм), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982), Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре «городской сказки».

Невероятный или эстравагантный сюжет постановщик погружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссерского почерка Э. А. Рязанова относится переплетение смешного и грустного, веселого и печального. Его любимый жанр трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и стихами.

Определенную черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» (1979) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980, телефильм), оба остро критические по отношению к тогдашней действительности.

В 80-90-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он снял фильм «Жестокий романс» (1984, по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе, а также «Забытую мелодию для флейты» (1987), «Дорогую Елену Сергеевну» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1997), «Старые клячи», «Тихие омуты» (оба — 2000).

Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путевку в жизнь» многим молодым актерам, по-новому открыл актеров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как писатель, и как драматург. Э. А. Рязанов был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии» (1977), «Зигзаг удачи» (1969, с Э. В. Брагинским), «Эти несерьезные, несерьезные фильмы» (1977), «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (1979, с Э. В. Брагинским), «Неподведенные итоги» (1983, книга выдержала несколько изданий), сборник стихов «Ностальгия», ряд других.

В 1979–1985 годах Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того им создано более двухсот авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова». Он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов (среди его учеников-режиссеры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е.Цымбал, И.Фридберг). В 1984 году Эльдар Александрович был удостоен звания Народного артиста СССР, он дважды становился лауреатом Государственных премий — СССР (1977 г. — за фильм «Ирония судьбы, или «С легким паром!») и РСФСР имени братьев Васильевых (1979 г. — за фильм «Служебный роман»), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и «За заслуги перед Отчеством», а также французским орденом «Изящных искусств и литературы». Он — призер Международных кинофестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе и др.

Живет и работает в Москве.

Категория: