VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Роль практических заданий на уроках курса «Основы права»

VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья
 

Версия для печатиВерсия для печати

Статья раскрывает роль практических заданий в курсе «Основы права» 9-11 класс. Практические задания способствуют осмыслению теоретического материала, формируют умение убедительно формулировать собственную точку зрения. Задания можно использовать как в традиционной, так и дистанционной системе обучения. В статье приведены примеры таких заданий.

Мақала 9-11 сыныптарға арналған «Құқық негіздері» курсында практикалық тапсырмалардың рөлі ашылады. Практикалық тапсырмалар теориялық материалды түсінуге ықпал етеді, өзіндік көзқарасын сенімді тұжырымдау қабілетін қалыптастырады. Тапсырмаларды дәстүрлі және қашықтықтан оқыту жүйелерінде қолдануға болады. Мақалада осындай міндеттердің мысалдары келтірілген.

The article shows the role of practical tasks in the course "Fundamentals of Law" for grades 9-11. Practical tasks contribute to the understanding of theoretical material, form the ability to formulate you own point of view. Tasks can be used in both traditional and distance learning systems. The article gives examples of such tasks.

Цветкова Светлана Васильевна учитель истории частной средней школы в честь прп. С.Радонежского г. Петропавловск Северо-Казахстанской области

Цветкова С.В.

Практические задания предназначены для углубленного изучения курса «Основы права» 9-11 классов. При выполнении заданий идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения.

Цели практических заданий. Практические задания призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на уроках в обобщенной форме. Они развивают мышление и речь, позволяют проверить знания учащихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Самостоятельность выполнения заданий развивает у учащихся ответственность, наблюдательность, креативность и инициативу.

Задачи практических заданий

1. Приобретение опыта решения проблемных заданий
2. Формирование навыков обработки результатов проведенных исследований.
3. Анализ и обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.

Задания дают ученику возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Контроль знаний в форме практических заданий призван укреплять интерес к предмету, научить связывать теоретические знания с жизнью.

Виды практических заданий

1. Ознакомительные проводятся с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала.
2. Аналитические ставят целью получение новой информации на основе сравнения и анализа данных материалов
3. Творческие задания связаны с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов в решении реальных практических задач.

К ознакомительным заданиям можно отнести практическое задание по теме «Государство. Признаки государства». Ученик самостоятельно выбирает любое государство мира. Оформляет на листе А-4 характеристику по признакам государства (название, население, территория, форма правления, суверенность, символика). Презентация работы проходит на уроке.

По теме «Права и обязанности граждан» (9 класс), «Понятие и основные виды прав человека» (10 класс) учащимся предлагается любое стихотворение, в котором нужно определить права и обязанности. Например, «Стрекоза и муравей» И. Крылова, «Лето» Абая и др.

Попрыгунья Стрекоза — право на имя
Лето красное пропела; — право на отдых
.....................................
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом — право на жилище

К аналитическим можно отнести задание по теме «Право собственности» 9 класс. Каждый ученик самостоятельно посещает несколько торговых точек (рынок, ЦОТ, торговый центр, небольшой магазинчик) с целью изучения цен на одни и те же товары. Составляет таблицу. Делает аргументированный вывод (не менее 3-х), почему цены на один и тот же товар (например, масло, джинсы, мороженое и т. п.) разные в небольшом магазине и крупном торговом центре.




Товар/торговая точка

«Росинка»

ТЦ «Аймер»

Масло «Ростан»

218 тг

210тг

Сок «Добрый»

480тг

365тг

 

К творческим заданиям относится защита бизнес-плана по теме урока «Право собственности». Учащиеся становятся «предпринимателями». Каждый разрабатывает бизнес-план и защищает его перед «представителями банка». Цель «банкиров»: дать или не давать кредит на открытие дела. В бизнес-плане обязательно прописывается и аргументируется актуальность открытия точки для данного населенного пункта (города, села), место открытия предприятия, расходы на аренду или покупку помещения, заработная плата сотрудников, материально-техническое оснащение и др. «Предприниматель» разрабатывает рекламу, визитные карточки и предоставляет на рассмотрение «банкирам». Во время презентации «банкиры» задают вопросы. Дискуссия уместна.

 

Данное задание формирует правильное представление о реальной ситуации на рынке предпринимательства, рынке труда и заработной платы. Учит самостоятельно принимать решение и нести ответственность за него, вести диалог, дискутировать, развивает речь.

Другая форма творческого задания — изобразить на листе А-4 такие понятия как «правовое государство», «республика», «монархия», «гражданин» и др.

По теме «Уголовное право» 9 класс, «Виды уголовных правонарушений» (11класс) ученики самостоятельно составляют ситуативные задачи. Например, два подростка 14 и 16 лет мешали движению автотранспорта, устроив состязания по скорости перебегания проезжей части, что привело к ДТП. Какое правонарушение совершили подростки? Кто будет нести ответственность?

Другой вариант. Директор кукольного театра Карабас-Барабас принудительно использовал труд несовершеннолетних артистов, нанес Пьеро телесные повреждения, оскорблял Мальвину и Буратино. Являются ли действия Директора театра преступлением? Какая статья УК РК будет применена? Как квалифицируются действия Карабаса-Барабаса?

При изучении темы «Выборы в Республике Казахстан» (11 класс) приемлемо творческое задание в форме ролевой игры. Определяется 3-4 «кандидата» в президенты школы. Каждый из них готовит свою программу, агитационный материал (буклеты, календари и т. п.), предвыборную речь. Во время урока «кандидаты» презентуют программы, отвечают на вопросы «электората». Затем проводится тайное голосование, подсчет голосов и объявление победителя.

Такая игра позволяет на практике применить теоретический материал по теме; формирует навык активной жизненной позиции и исполнения гражданского долга избирателя; ответственного отношения к принятию решения, учит отстаивать свою позицию, использовать научную терминологию, развивает речь.

Таким образом, практические задания имеют важнейшее значение для усвоения программного материала по курсу «Основы права». Они учат самостоятельности, творчеству, умению работать в коллективе.

Практические задания являются значимой формой контроля освоения учениками 9-11 классов учебного материала и играют важную роль в выработке у учащихся навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Мухтарова А. К. Права человека для всех. Учебное пособие для учителя. Алматы, 1999г.
2. Мухтарова А. К. Права человека для всех. Учебное пособие для учащихся. Алматы, 1999г.
3. Мухтарова А. К., Булуктаев Ю. О. Методическое пособие. Программа «Street Law», Алматы: Фонд «ХХI век», 2001. — 153с.
4. Крылов И. А. Стрекоза и муравей https://rupoem.ru/krylov/poprygunya-strekoza-leto.aspx

Категория: