Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Речь, письмо и гаджеты в жизни детей

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Суббота Елена Викторовна, логопед, вторая квалификационная категория, КГУ «Смирновская школа-гимназия», СКО Аккайынский район, село Смирново
Маликова Оксана Александровна

В последние годы наблюдается стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни человека. Более прочно они вошли в практику образовательных учреждений, несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов. В связи со сложившейся ситуацией в мире, самыми распространёнными устройствами в образовательных учреждениях стали планшеты и «гаджеты».

С их помощью не только взрослые, но и современные дети уже с раннего возраста получают знания и познают мир. Но, как и у медали, есть и обратная сторона. Все мы стали тратить много времени на социальные сети, мессенджеры, приложения, игры и просмотр видео различного характера, как для работы, так и для развлечений.

В них мы часто используем: письменную речь, голосовые сообщения, смайлы и стикеры, а порой и вовсе безмолвно туда «погружаемся», заменяя тем самым живое общение и не замечая, как устная речь плавно уходит на второй план. А это является первопричиной различных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: проявляются психоэмоциональные и речевые нарушения, устранение которых невозможно без целенаправленного воздействия. Общаясь с ними, уча их правильной речи, мы формируем все их личностные качества: привычки, характер, темперамент, вкусы и так далее. Ведь взрослые — образец для подражания.

Если у детей сохраняется речевое нарушение (зависит от характера и структуры нарушения), то в этом плане могут помочь специалисты. Несвоевременное обращение к ним может привести за собой различные последствия в дальнейшем. Это доказывает статистика. Исходя из её данных и многочисленных исследований, наблюдается большой «рост» числа детей, имеющих не только речевые нарушения, но и трудности при овладении письмом.

Речь и письмо играют важную роль в жизни людей. Особенно у детей начинающих познавать эти два базовых навыка, дальнейшее обучение без которых практически невозможно. Наличие проблем с речью или письмом (несформированность, трудности при овладении им, перерастание в дисграфию при отсутствии коррекционных мер) — серьёзная социальная проблема, т. к. ведёт к первичной и функциональной неграмотности. Эта проблема актуальна и требует дальнейшего изучения и нахождения более эффективных способов и путей её устранения. Причины появления таких недугов различны: не только внешние и внутренние факторы, но и новое содержание образования, уделяющее письму не столь большого значения, как хотелось бы, и приветствуя мир цифровизации. В связи, с чем каллиграфия письма оставляет желать лучшего.

Не могу сказать и о влиянии использования дошкольниками и младшими школьниками различных устройств (планшетов, смартфонов и т. д.). Да, через них они могут общаться, просматривать видео, искать информацию и т. д., но могут ли они самостоятельно и правильно выбирать и «работать» с получаемыми данными и возможностями устройств?

Дети общаются как по видеозвонку, так и посредством набора текста. При письменном общении дети не испытывают затруднений при написании сообщений, полагаясь на режим Т9 — систему быстрого набора текста для мобильных телефонов. Иногда торопятся и допускают опечатки или ошибки, а то и вовсе намеренно сокращают слова или «каверкают», «подгоняя» под современный сленг. Используемый режим для многих удобен, но он не учит грамотности, а скрывает её.

Свободный доступ к интернету, который «пестрит» огромным количеством видео и онлайн-играми, тоже может негативно влиять на «малышей», так как не все они носят обучающий и развивающий характер. Только родители (или лица, заменяющие их) способны определить качество и безопасность информации, видео и игр, смотря на возрастные особенности своих детей.

Говоря об играх, сложно не заметить, какого они содержания и характера, как влияют на психоэмоциональное состояние и речевое развитие.

О том, какой урон здоровью детей всё это может принести, научно не доказано, но есть первые данные исследований зарубежных институтов, которые заставляют задуматься над этим.

В своей практике я, как специалист — логопед, для эффективной работы с детьми по коррекции устной и письменной речи, использую ИКТ и компьютер, но с соблюдением всех здоровьесберегающих технологий. Чего не сказать о большинстве родителей детей.

Давая ребёнку в руки такое устройство, предложите ему развивающие и обучающие игры, которые вы можете заранее скачать, просмотреть, а затем научить своё чадо пользоваться этой игрой. Возможно даже её совместное прохождение. Ведь не все задания ребёнок может понять и выполнить самостоятельно. Это касается и видео, способное нести в себе как положительную, так и отрицательную информацию.

Помните, регламентированные часы использования современных карманных устройств, правильно подобранные вами информация, видео или игры, повысят шанс правильного общего развития вашего ребёнка.

Категория: