Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развивающее подгрупповое занятие педагога-психолога на тему: «Цветные сказки»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шевцова Татьяна Григорьевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория высшего уровня, ГУ «Детский сад № 11 „Аққу“ города Темиртау», Карагандинская область, город Темиртау

Шевцова Татьяна Григорьевна

Цветотерапия. Сказкотерапия.

Развивающее подгрупповое занятие педагога-психолога.

Возрастная группа: средняя, 4-5 лет

Тақырыбы/ Тема: «Цветные сказки»

Мақсаты/ Цель:

  • Развивать зрительное, слуховое внимание, воображение.
  • Развивать мимические, пантомимические способности детей при создании и воплощении ими заданного образа.
  • Упражнять в осуществлении поиска зрительных объектов в окружающем пространстве.
  • Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
  • Способствовать гармонизации личности детей среднего дошкольного возраста.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Түзету міндеттері/ Коррекционные задачи: Активизировать зрительные функции.

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: слова, обозначающие основные цвета: красный,  желтый, синий, зеленый; слова, обозначающие различные эмоциональные состояния.

Билингвалды компонент/ Билингвальный компонент: Сәлеметсіз бе — Здравствуйте! Сәлем — привет! Сау болыңыз! Қызыл — красный, көк — синий, жасыл — зеленый, сары — желтый.

Көрнекілік/ Ресурсы: «волшебные ворота» — спортивная стремянка, задрапированная капроновой тканью трех цветов; мольберт с магнитной доской, магниты четырёх основных цветов (красные, жёлтые, синие, зелёные); лоскуты капроновой ткани красного, синего цвета; плотная непрозрачная ткань жёлтого, зелёного цвета; бумажные облака с разным настроением формата А4 четырех основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); цветные карандаши синего цвета по количеству детей, синие стаканчики для карандашей по количеству детей; детская мебель (голубые столы и стулья по количеству детей); карточки с заданиями по количеству детей (изображения синего воздушного шарика без ниточки, синей рыбки без хвоста, синего цветка без одного лепестка); 10 игрушек желтого цвета, текст «Зеленой сказки» Н. В. Нищевой, сюжетная картинка зелёного цвета; поднос с лепестками 4 основных цветов (красного, синего, жёлтого, зелёного) по количеству детей; инструментальная композиция из кинофильма «Три орешка для Золушки», «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.

Ход

1. Приветствие

Педагог-психолог встречает детей:

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! (Дети с педагогом-психологом стоят в кругу.)

Лёгкое облачко в небе плывёт, нас впереди путешествие ждёт,
А прежде, чем дети отправятся в путь,
Друзей поприветствовать ты не забудь!

Педагог-психолог обращается к ребенку, стоящему слева от него:  Сәлем...(имя ребенка)!

Далее дети приветствуют друг друга по кругу таким же способом:  Сәлем, Диана! Сәлем, Дамир! Сәлем, Полина!

После того, как все дети по очереди поприветствуют своего соседа слева, педагог-психолог продолжает рассказывать:

Нас лёгкое облачко в сказку зовёт,
За ним мы с друзьями шагаем вперед.
А если в сказку попасть нам охота,
То нужно пройти через волшебные ворота.

(Дети высказывают желание пройти через волшебные ворота, чтобы очутиться в сказке.)

2. Вхождение в сказку

(Педагог-психолог и дети проходят через волшебные ворота, в это время звучит сказочная музыка — инструментальная композиция из кинофильма «Три орешка для Золушки».)
Когда все дети прошли через ворота, педагог-психолог прикрепляет к мольберту красное облако с помощью красных магнитов и продолжает:

Лёгкое облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?

Дети отвечают: Красное.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Весёлое, радостное.

Педагог-психолог: И очутились мы в красной сказке — Қызыл. Здесь живут весёлые гномики, пойдёмте к ним в гости!

(Педагог-психолог предлагает детям подойти к нему поближе, накрывает всех лоскутом красной капроновой ткани и произносит слова: «Раз, два, три, стали гномиками мы!». Убирает ткань.)

3. Психогимнастика «Гномики»

Педагог-психолог рассказывает детям о гномиках, которые живут в красной сказке, сопровождая вместе с детьми свой рассказ соответствующими движениями:

— Гномики очень маленькие, покажите рукой, какие они маленькие (показывает рукой небольшую высоту от пола). Бывают еще меньше, и ещё меньше. Еще у гномиков есть длинная-предлинная борода, покажите, какая? (Дети показывают.) На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые очень громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? (Дети топают, педагог-психолог просит детей ещё громче постучать деревянными каблучками.) А на голове гномики носят красные колпачки с красными колокольчиками, надевайте красные колпачки, натяните колпачки получше, чтобы ветер их никуда не унёс, покачайте головой, и красные колокольчики зазвенят «динь-динь», послушайте, как весело они звенят. Гномики любят гулять по лесу. Но как спрятаться от хищных зверей, которые могут встретиться на пути? Нам поможет маскировка!

4. Игра «Пень, елка, сноп»

Звучит ритмичная музыка — «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. Дети идут по кругу друг за другом, музыка периодически останавливается, педагог-психолог произносит по очереди «пень», «ёлка» или «сноп», после слов педагога-психолога дети останавливаются на месте, изображая названные объекты, выполняют соответствующие движения, принимая определенную позу. Услышав команду «пень», дети замирают на месте, слегка согнув ноги в коленях; на команду «ёлка» опускают руки вниз, слегка согнув кисти рук, изображая ветви ели; услышав команду «сноп», дети соединяют поднятые над головой и несколько округлённые руки. После выполнения команды дети вновь продолжают движение по кругу друг за другом под музыку.

После прогулки по лесу педагог-психолог говорит: Нам пора отправляться дальше. Раз, два, три, снова стали вы детьми.

Педагог-психолог убирает с мольберта красное облако, прикрепляет синее облако с помощью синих магнитов и продолжает:

Ещё одно облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?

Дети: Синее.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Грустное.

Педагог-психолог: Мы очутились в синей сказке — Көк.

Педагог-психолог: Как вы думаете, почему облако грустное?

Дети высказывают свои мнения.

Педагог-психолог приподнимает синюю капроновую ткань на голубом столике, под которой лежат листы с заданиями, предлагает детям помочь синему облаку и, став волшебниками, расколдовать картинки, волшебными карандашами синего цвета на листах бумаги с изображёнными предметами дорисовать недостающие детали. Дети садятся за столы. А чтобы волшебные синие карандаши слушались детей, педагог-психолог предлагает детям размять пальчики.

5. Пальчиковая гимнастика «Облака»

Педагог-психолог произносит стихотворный текст, сопровождая его движениями пальцев рук, дети выполняют соответствующие движения:

Облака, как паруса,                                        Соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки в треугольник.
Мчит их ветер, гонит.                                      Движения всеми пальцами плавно несколько раз к себе и
от себя.
Если много облаков,                                       Раскрыть ладони, растопырив пальцы.
Значит, будет дождик.                                    Постучать пальцами попеременно по крышке стола.
А столкнутся лоб о лоб,                                  Стукнуть кулачком о кулачок.
В тучу превратятся,                                        Пальчиками нарисовать в воздухе большую тучу (овал).
Загрохочет громко гром,                                 Постучать кулачками по столу.
Значит тучи злятся.                                         Хлопнуть громко в ладоши.

6. Упражнение «Дорисуй»

Педагог-психолог: Теперь волшебные карандаши будут очень послушными.

Дети дорисовывают недостающие детали каждый на своём листе бумаги.

Педагог-психолог меняет синее облако на жёлтое:

Ещё одно облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?

Дети: Жёлтое.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Удивлённое.

Педагог-психолог: Как вы думаете, почему облако удивилось?

Дети высказывают свои предположения.

7. Найди предметы в комнате

Педагог-психолог: Итак, мы оказались в желтой сказке — Сары.

Игрушки в жёлтой сказке очень любят всех удивлять и играть в прятки, и сейчас они приглашают вас их найти.

Дети в окружающем пространстве находят предметы жёлтого цвета, приносят их на жёлтый стол.

8. Прятки с игрушками

Педагог-психолог ещё раз предлагает поиграть с жёлтыми игрушками в прятки. Дети запоминают предметы, расположенные теперь уже на столе, после чего педагог-психолог накрывает их жёлтой непрозрачной тканью, дети вспоминают, какие игрушки были на столе, называют всё, что запомнили. Педагог-психолог по мере называния детьми игрушек достаёт их из-под ткани. Когда найдены все игрушки, предлагает детям удивиться тому, как много игрушек они вспомнили.

Педагог-психолог:

Ещё одно облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?

Дети: Зелёное.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Спокойное.

Педагог-психолог: Мы оказались в зеленой сказке — Жасыл.

9. Работа со сказкой. «Зеленая сказка», автор Н. В. Нищева

Дети садятся на зелёную ткань, расстеленную на ковре перед мольбертом, на котором расположена сюжетная картинка зелёного цвета, педагог-психолог рассказывает сказку, дети слушают.

— Однажды девочка надела зеленый сарафан с зеленым кармашком и пошла в лес. А в лесу всё было зеленое-презеленое. И деревья были зеленые, и кусты были зеленые, и трава была зеленая, даже вода в маленькой луже и та была зеленая. Девочке очень хотелось поймать зеленого лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зеленый сарафан с зеленым кармашком, он ничуть меня не испугается». Так оно и было. Зеленый лягушонок вылез из зеленой лужи, в которой отражались зеленые листья деревьев и зеленые травинки, и ничуть не испугался девочки в зеленом сарафане.

— Ква, — удивился он — Какое смешное зеленое деревце выросло возле моей лужи! Тут девочке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только — лягушонок принял ее за дерево! Она засмеялась и сказала: «Я — вовсе не дерево!» Лягушонок испугался. Ведь он никогда не слыхал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу!

10. Возвращение из сказки

Педагог-психолог напоминает, что пора возвращаться из сказки обратно в детский сад. Звучит инструментальная композиция из кинофильма «Три орешка для Золушки». Дети проходят в обратную сторону через волшебные ворота.

11. Рефлексия

Педагог-психолог показывает детям поднос с красными, синими, жёлтыми, зелёными лепестками, предлагает детям подумать и рассказать, в какой сказке им больше всего понравилось и почему, дети по очереди выбирают лепесток соответствующего цвета, делятся впечатлениями. Из выбранных лепестков дети с помощью педагога-психолога составляют на мольберте цветок.

12. Прощание

Педагог-психолог благодарит детей за работу на занятии, предлагает попрощаться со сказкой: Сау болыңыз!

Используемая литература:

1. Е. А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду». Москва. Сфера. 2003 г.
2. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н. Ю. Куражевой. Санкт-Петербург — Москва. Речь. 2014 г.

Категория: