Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Развитие творческих способностей учащихся на рефлексивно-оценочном этапе урока

 

Сыздыкова Баян Шиябиденовна учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория КГУ «Средняя школа им. К. Камзина Алгабаского сельского округа села Жолкудук» города Аксу Павлодарской области

Сыздыкова Баян Шиябиденовна

Управление процессом развития продуктивного, творческого мышления прямо связано с формированием личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Решению этой задачи способствует интенсивное развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников в процессе учебной деятельности.

Все, что происходит на уроке, должно вызывать искренний интерес учащихся. На мой взгляд, главная задача учителя — находить такой материал, ставить перед учениками такие вопросы, которые будут побуждать их думать и творить. В зависимости от темы урока выбираю соответствующие способы проверки осознания новой информации.

На рефлексивно-оценочном этапе урока эффективен прием составления Денотатного графа. Денотатный граф это мыслительная деятельность по определенной схеме. В схеме представлены цель, средства, условия, результат. Предмет рассматривается через текст способом вычленения существенных признаков ключевого понятия. Стрелка показывает движение мысли.

Например, на уроке развития речи в 8 классе при изучении темы «Этикет» ребята строят Денотатный граф:

Этикет

есть (что?)

установленный порядок поведения

направлено (на что?)

на воплощение опыта многих поколений людей

достигается (как?)

изучением простых и общих, всех принципов и правил

становится возможным (при условии чего?)

осознания, что основные ценности человечества — нравственные

приводит (к чему?)

умению человека быть среди людей

На следующий урок — тема «Этикетные формулы» тоже обобщена при помощи Денотатного графа.

Этикетные формулы

есть (что?)

устойчивые выражения, принятые в обществе

направлено (на что?)

на применение их во всех случаях жизни

достигается (как?)

пристальным вниманием к истории возникновения фраз

становится возможным (при условии чего?)

изучения этикетной лексики

приводит (к чему?)

к уважительному отношению к собеседнику

Достоинства Денотатного графа о том, что создается логически стройное видение предмета, его сторон; достаточно быстро и четко систематизируется имеющаяся информация; шлифуется языковое чутье.

На заключительном этапе урока по сказке «Маленький принц» читаю слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Предлагаю учащимся в свободной форме изложить «Уроки сказки». Ребята обобщили свои впечатления в форме четверостишия и рекомендации:

«Маленький принц» — урок взросления.
Цени хорошее, и после чтения
Подумай над тем, как людям помочь
И в жизни нелегкой свой путь превозмочь.

Развитию творческих способностей, внимательному отношению к слову способствует составление лимериков. В лимерике всего пять строчек. К первой можно задать вопросы кто? И откуда? Ко второй строчке обычно подходят какой? какая? К двум следующим — что произошло? И наконец, к последней — чем закончилось? На уроках ребята составляют лимерики по изученным произведениям. Приведу для примера несколько работ шестиклассников.

1. Цени хорошее, стараясь сделать его лучше.

2. Отдавай людям душу и чувствуй себя в ответе за тех, кого любишь.

3. Научись уважать окружающих, и тебя будут уважать.

4. Изживай плохие качества в себе и помоги в этом окружающим.

Творческая деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы помогает осознать свои сильные стороны. Кому-то лучше удается создать басню, сказку, эссе, стих, кто-то легко строит графические системы образов и модели. Главное в том, что школьники, анализируя и созидая, включается в активный процесс самообучения и саморазвития.

Категория: