Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио с первоклассниками

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жумабаева Кулшат Жетыбаевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
I квалификационной категории
ДМШ г. Курчатов ВКО

Жумабаева К.Ж.

 

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио является неотъемлемой частью педагогического процесса. Творческая инициатива учащихся в процессе обучения играет огромную роль. Она способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, обеспечивая успешность его освоения и использования теоретических знаний в исполнительской практике.

Творческие задания, которые лежат в основе творческой деятельности, должны быть доступны учащимся и тесно связаны с основными разделами курса. Творческую работу с начинающими необходимо начинать лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкальных впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация. Это может быть: допевание ответной фразы, импровизация мелодии на данный ритмический рисунок, варьирование небольших попевок, мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая импровизация на простейших музыкальных инструментах (барабаны, треугольник, металлофон, бубен и т. д.).

Другие упражнения, которые можно использовать с учащимися является импровизация ритмического аккомпанемента к песне, мелодии, коллективное сочинение мелодии (цепочкой), сочинение мелодии определённого жанра, характера (песня, танец, марш) с использованием для этого различных выразительных средств (лад, размер, темп, регистр, ритмический рисунок и т. д.). Поистине фантазиям ребёнка нет границ. Малыши проявляют творчество в любом деле, если создать им все условия для самовыражения.

Чувствуя поддержку преподавателя даже самый малоактивный ребёнок не останется в стороне и включается в творческий процесс. Дети проявляют творчество не только в рисовании, пении, но и в сочинении небольших вариаций на знакомые песни. Одним из обязательных условий работы на начальном этапе является ведущая роль эмоционального начала. Учитывая возрастные особенности первоклассников применимо развитие их творческого начала в форме игровой деятельности.

Игровая форма урока будет только способствовать развитию индивидуальных качеств и возможностей каждого ребёнка. Даже самые сложные задания можно превратить в увлекательную игру. Игра сплачивает, воспитывает ответственность, адаптирует и психологически раскрепощает ребёнка с первых дней пребывания в мире музыки. В качестве примера можно предложить инсценирование русской народной песни «Весёлые гуси», в основе которой лежит закрепление тем — размеры, ритм, жанр и умение превращать мелодию в различные жанры музыки.

Предваряет эту работу совместное сочинение рассказа о весёлых гусях. Преподаватель, обращаясь к детям словами — «Давайте, ребята, отправимся вместе с гусями на луг и запишем всё, что там с ними происходит», вызывает у них способность воображать и фантазировать, сочинять различные истории на своё усмотрение. Домашнее задание включает сочинение собственного рассказа и различных жанров на мелодию «Весёлые гуси» и на следующем уроке самая удачная творческая работа поощряется высокой оценкой.

Вариации на народную песню «Весёлые гуси»

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один — серый,
Другой — белый,
Два весёлых гуся.

«Весёлые гуси»

Очень любили гуси зелёную травку щипать и купаться. Вот пошли однажды гуси на луг, напевая песенку «Весёлые гуси». Смотрят, а вокруг столько красивых цветов, а над ними бабочки кружатся, словно вальс танцуют.

Не удержались гуси и сами стали танцевать, закружившись в ритме вальса. Немного отдохнув, пошли гуси к пруду, а на пути им встретились утята, шагающие тоже на пруд строем, как солдаты. Впереди важно шествовала мама утка. Долго купались гуси в пруду, а когда вернулись домой, встретила их встревоженная и перепуганная бабуся. Она думала, что хитрая лиса похитила гусей и унесла их в лес.

Увидев своих гусей живыми и здоровыми, она пустилась в пляс, а вместе с ней и все её гуси парами стали танцевать весёлую полечку.

Творческие работы — превращение мелодии «Весёлые гуси» в другие жанры происходит при помощи изменения размера, ритма, повторения или добавления звуков.

Песня «Весёлые гуси»

Песня «Весёлые гуси»

Преобразование песни в вальс

Преобразование песни в вальс

Превращение песни в марш

Превращение песни в марш

Превращение песни в польку

Превращение песни в польку

Всё, что познал ребёнок на уроках теории, должен научиться использовать на практике. Известный психолог Б. М. Теплов отмечал: «Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям».

Категория: