Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Развитие мотивации учащихся к изобразительной деятельности через использование инновационных технологий, разнообразия художественных материалов и произведений мировой художественной культуры

 

Мушкет Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства и черчения высшей категории, стаж 17 лет, КГУ Саумалкольская школа-гимназия № 2. Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, село Саумалколь

Мушкет Татьяна Петровна

Тонкий, отзывчивый человек, способный быть
счастливым и делать счастливым других,
редко появляется собой. Воспитать человека
таким, развить в нем культуру чувств, наполнить
жизнь его радостью — важнейшая задача,
стоящая перед педагогом.
Хижняк Ю. Н.

Мы, учителя, не выбираем детей. Они приходят в школу, и мы должны принять их с открытым сердцем. Всяких детей — и благополучных, и трудных. Многие дети, приходя в первый класс, не могут показать элементарные навыки в рисовании. Это же не важный предмет, как считает большинство родителей. Вот они и не рисуют. Я часто задумываюсь над этой проблемой. И мне очень жаль, что рядом с ребёнком в нужный момент не было человека, который смог бы развить в нём интерес к этому виду искусства. И на занятиях я, как учитель, обязана это увидеть, и умело направить деятельность ребенка в нужное русло. Помочь полюбить, познать искусство. Мне нравится воплощать творческие мечты моих маленьких фантазёров в реальность. На помощь приходят новые технологии, творческие замыслы, идеи, которые превращаются в удивительные уроки, выставки, творческие лаборатории. На основе многолетней работы с детьми, наблюдения за их творчеством, мне хочется выделить несколько моментов, способствующих развитию в детях творческой активности и общей культуры. К ним относится, прежде всего, пробуждение любопытства и как следствие этого — интерес к предмету; свобода выражения творческих замыслов и расширение общего кругозора детей.

Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке — одна из моих задач. Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу.

Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников. Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.

Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: повышение мотивации обучения изобразительному искусству путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.

Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. В основе моей педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности.

Развитию мотивации к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют уроки, на которых мы с учащимися изучаем различные техники: кляксография, монотипия, печатание сухими листьями, спичечными коробками, пальцами и кистями рук, живопись по мокрой мятой бумаге, коллаж и т. д. Дети с увлечением занимаются кляксографией, создавая замысловатые сюжеты из клякс. Печатание коробками, листьями деревьев, пальцами и кистью руки вызывают у школьников также большой интерес. Все эти занятия способствуют развитию творческого воображения и образного мышления у детей, способствуют появлению желания продолжать знакомство и занятия изобразительной деятельностью.

На уроках изобразительного искусства я сочетаю индивидуальную и коллективную работу, так как считаю, что это одно из средств повышения интереса к изобразительной деятельности у школьников. Оно зависит от содержания учебного материала, его доступности и эмоциональной насыщенности, от правильной организации педагогической деятельности, от отношений между учащимися и педагогом.

Интерес к изобразительной деятельности зависит и от взаимоотношений между мною и учениками. Ведь доброта и педагогический такт учителя поддерживают ученика, заставляют поверить в себя, в свои силы, избавиться от неуверенности. Не снижая требований к качеству выполненной учащимся работы, добиваюсь, чтобы рисунки его были грамотными и художественно выразительными.

Важным условием развития мотивации художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование технических средств. В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Использование средств компьютерной графики помогает учащимся в дальнейшем овладеть такими приемами, как равновесие, соподчиненность элементов единому целому, знакомство с которыми дети начинают с самых первых занятий изобразительного искусства. С помощью компьютерной техники можно решить следующие задачи: научить строить пейзажи, изображать персонажей и выполнять простые композиции; развивать умение чутко улавливать характер линий и изменение образного строя работы в зависимости от изменения характера линий и цвета; развивать чувство композиционного равновесия, динамики и пропорций; развивать умение составлять из геометрических фигур узнаваемый образ; воспитывать культуру восприятия пейзажного жанра, как способа отражения красоты окружающей природы; воспитывать умение восприятия абстрактных композиций. Учащиеся воспринимают положительно занятия живописи с компьютером, смена традиционной обстановки и новые изобразительные возможности компьютера активизируют и повышают мотивацию к изобразительной деятельности.

Работу с использованием компьютера на уроках строю по нескольким направлениям:

— использование компьютера, как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования занятия. Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат;
— применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки тестовых заданий и их хранения. Для своих занятий можно разработать карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний, создавать и распечатывать листы — «раскраски» по темам.
— использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования занятия. Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций.

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения учащихся предмету изобразительное искусство и приводит к целому ряду положительных следствий:

— обогащает учащегося знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
— психологически облегчает процесс усвоения материала;
— возбуждает живой интерес к процессу познания;
— расширяет общий кругозор;
— возрастает уровень использования наглядности на уроке;
— повышается мотивация к занятиям изобразительной деятельностью на уроке.

Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создают чувственно-эмпирическую основу познания в области изучаемых предметов.

Важно помнить и о смене видов деятельности в течении учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.) Именно чередование этих видов помогает избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. На своих уроках я сочетаю коллективные и индивидуальные формы работы, считаю это важным условием развития творчества и мотивации к изобразительной деятельности. В коллективной деятельности у детей появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи.

В своей работе широко применяю различные художественные материалы такие как: сухая и масляная пастель, восковые мелки, уголь, соус, сангина, тушь, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, цветную и бархатную бумагу и различные природные материалы. Использование различных по свойствам художественных материалов повышают интерес к изобразительной деятельности, усиливает мотивацию школьников для занятий творчеством. Результатом моей работы являются занятые учащимися призовые места в районных, областных. Республиканских, Международных творческих конкурсах.

И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства — удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.