Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Разряды количественных числительных

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Михасёва Наталья Петровна

Урок № 4

Цель: знакомство с дробными и собирательными числительными

Задачи: сформировать умение определять разряд количественных числительных, правильно употреблять и писать дробные и собирательные числительные

Ход урока:

1. Оргмомент, целевая установка

2. Проверка домашнего задания:

1. ученики читают рассказы о чудесах природы;

3. Актуализация опорных знаний:

Тестирование:

1) Укажите лишнее:

А) Восемнадцать
Б) Одиннадцать
В) Четырнадцать
Г) Пятьдесят

2) Укажите лишнее:

А) Восемьсот
Б) Пятьсот
В) Семь
Г) Шестьсот

3) Укажите числительные, где в именительном падеже не нужно писать мягкий знак:

А) двенадцати
Б) двумстам
В) тринадцати
Г) пятидесяти

4. Объяснение нового материала (дробные числительные):

— Давайте вспомним, что обозначают количественные числительные? (обозначают количество предметов и числа)

— А какие бывают числа? (целые и дробные)

Вот и количественные числительные делятся на 3 разряда: целые, дробные и собирательные. СЛ-2 С целыми количественными числительными мы занимались на предыдущих уроках. Сегодня поговорим о других разрядах.

На уроках математики вы знакомились с дробями. Все дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста — составные. Вы знаете, что дробь состоит из числительного и знаменателя. Дробное числительное тоже состоит из двух частей. Верхняя часть дробного числителя (числитель) является количественным числительным; нижняя часть (знаменатель) — порядковым числителем. Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. СЛ-3

(на слайде заполняется таблица дробных числительных)

5. Первичное закрепление:

— Записать словами дроби: 3/5; 7/8; 2,05; 25/47; 0,8.

6. Тренировочные упражнения:

1. Просклонять устно дробные числительные 4/7; 2/5; 5,9

2. Прочитать арифметические действия, а затем записать цифры словами: 0,6 сложить с 8,4. От 8/9 отнять 7/9. 4/11 сложить с 7/16.

3. Вставить на место пропусков числительное полтора. СЛ-4 (склонение полтора, полутора)

И. … километра осталось пройти.
Р. Осталось пройти около… километров.
Д. К… километрам нового шоссе прибавилось ещё пятьсот километров.
Т. Новое шоссе… километрами длиннее прежнего.
П. В… километрах от шоссе находится наше село.

7. Объяснение нового материала (собирательные числительные):

Собирательные числительные — название образовано от слова «собирать», несколько предметов «собираются» как одно целое. Собирательные числительные образуются от числительных от 2 до 10: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Собирательные числительные восьмеро, девятеро и десятеро в принципе возможны, но почти не употребляются. К собирательным относятся также слова «оба» и «обе».

(на слайде заполняется таблица собирательных числительных) СЛ-5

СЛ-6: склонение слов оба/обе

8. Первичное закрепление: СЛ-7

По фотографиям на слайде составить словосочетания «собир.числит.+ сущ.»

9. Тренировочные упражнения:

1. В предложения вместо пропусков вставить собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

За партой обычно сидят по… . пришли четверо мальчиков, потом один ушёл и осталось… . Чтобы поднять ребёнка, протяни… руки. … сына были похожи на папу.

2. Употребите, где возможно, собирательные числительные; объясните свои действия.

2 (мужчина), 3 (спортсменки), 5 (котёнок), 6 (ребята), 2 (очки), 7 (школьник), 3 (брюки), 4 (тигрёнок), 5 (ученица).

2. Вставить вместо пропусков числительные оба/обе в нужном падеже.

На… стенах висели стенды. Хорошие отношения установились между… странами. У… ребят отличные оценки. С… сторон нависали кроны деревьев. … детей, брата и сестру, приняли в секцию.

10. Закрепление изученного материала:

1. Цифровой диктант:

1 — целое числительное
2 — дробное числительное
3 — собирательное числительное

Сгрузили сорок мешков. Вскопали две третьих участка. Из инкубатора взяли сто пятьдесят цыплят. Волк и семеро козлят. Двое учащихся легко справятся с этим заданием. За кандидата проголосовало пять целых семь десятых процента аудитории. Пятеро друзей отправились на рыбалку. В году двенадцать месяцев.

3. Заполнить таблицу:

Целые Дробные Собирательные
     

2 друзей, 6 щенков, 5 книг, ½ метра, 15 килограммов, 340 граммов, 2 очков, 7 яблок, 10 градусов, 48 конфет, 2/3 урожая, 3 отличников.

11. Подведение общих результатов урока: СЛ-8

— Какие числительные можно отнести к целым? Дробным? Собирательным?

— Как склоняются дробные числительные?

— Как склоняются собирательные числительные?

— С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

— Какое из собирательных числительных оба или обе сочетаются с существительными ж.р.?

12. Домашнее задание: § 52, упр.732 — рассказать о себе с помощью числительных. СЛ

Дополнительное задание повышенной трудности: поисковая задача упр.735 (найти интересные данные о животных, которые обитают в наших краях).

13. Выставление оценок за урок

Категория: