Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Психологические акции как средство развития духовности участников образовательного процесса

 

Якимова Ирина Ивановна, руководитель психологической службы Первой гимназии,
Белова Ольга Викторовна, педагог-психолог Первой гимназии

Проблемы духовности стали сегодня одними из самых существенных в обществе, и понимание необходимости духовно-нравственного развития становится обычным для общественного сознания. Поэтому так остро встала проблема формирования духовности учеников, а так же учителей, которые способны помочь современным школьникам осознать и руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Духовность личности учителя, родителя есть необходимое условие формирования духовности подрастающего поколения.

Психологические акции как средство развития духовности участников образовательного процесса

Социальная акция — это мероприятие, направленное на привлечение внимания людей к определенной проблеме, попытка заставить задуматься. Помимо информационной, она обладает адаптивной и воспитательной функциями. К тому же, эмоциональная насыщенность акций позволяет быстро и корректно включать ребенка в систему социальных отношений и связей.

Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, культурных значений. Также акции помогают в развитии креативности, гибкости, в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности акций — ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, школа становится единым целым, а находящиеся в нем люди — близкими и интересными собеседниками.

В рамках Дня духовного согласия 18 октября возможно проведение психологических акций. Цель акций: содействовать духовному развитию участников образовательного процесса.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи:

  • повышение психологической компетентности учащихся, педагогов и родителей;
  • формирование представления о важности психологической науки, как одной из составляющих человекознания;
  • содействие развитию личности учащихся;
  • помощь при построении межличностных отношений со старшими и со сверстниками.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся мы предлагаем следующий план проведения психологических акций:

  • Начальная школа — Акция «Тайный друг»
  • Основная школа — Акция «Такие ли мы разные?..»
  • Старшая школа — Акция «Я хочу, что бы в нашей школе…»

Начальная школа — Акция «Тайный друг»

Цель: способствовать развитию межличностных взаимоотношений среди сверстников и педагогов.

Акция помогает решать следующие задачи:

  • расширение круга знакомых, поиск новых друзей;
  • снятие барьеров общения за счет анонимности участия;
  • развитие эмпатии, способности выражать свои чувства.

Время реализации: в течение учебного дня.

Ход акции:

1 этап: Подготовительный. Накануне дня проведения акции классные руководители объявляют об акции и правилах участия в ней.

2 этап: Реализация акции. В день реализации ребята участвуют в акции, делая друг другу сюрпризы.

3 этап: Подведение итогов акции. В конце дня объявляется об окончании акции и о количестве человек, принявших участие в ней. Делается анализ полученных знаков внимания. Предлагается раскрыть главную интригу — кто у кого был Тайным Другом.

Содержание объявлений для акции «Тайный друг»:

«Внимание! Согласитесь, что в нашей школе много симпатичных людей. Но всегда ли есть возможность выразить свое доброе отношение к тому или иному человеку? Иногда этому мешает занятость, иногда — забывчивость, иногда — застенчивость. Но сегодня мы можем проявить свои истинные чувства. Выбери человека, который тебе нравится и стань его «Тайным Другом».

Что это значит? А вот что: «Тайный Друг» старается сделать что-нибудь приятное своему «Избраннику». Это может быть подарок, помощь, доброе слово. Главное, чтобы «Избранник» почувствовал ваше внимание и заботу. При этом, не забывай, что ты — «Тайный Друг». Поэтому, все знаки внимания должны быть неожиданными и анонимными. Каждое послание или любой другой знак внимания обозначай буквами «ТД».

«А если у тебя вдруг появился „Тайный Друг“, постарайся подумать, кто он? Оглядись по сторонам, может среди твоих знакомых есть человек, который проявляет симпатию и заботу о тебе».

Основная школа — Акция «Такие ли мы разные?..»

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов.

Ход акции:

1 этап: Подготовительный. Подготовка «Дерева дружбы», от класса готовятся пословицы и поговорки народов мира на разные темы, написанные на бумаге в форме листьев дерева (формат А4).

2 этап: Реализация акции. В день реализации акции «Дерево дружбы» украшается подготовленными листочками

Старшая школа — Акция «Я хочу, что бы в нашей школе…»

Цель: способствовать укреплению межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков учащихся, улучшение настроения и эмоционального состояния, усиление интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит.

Время реализации: в течение учебного дня.

Ход акции:

1 этап: Подготовительный. Оформление «Корзины желаний и пожеланий»; учащиеся готовят индивидуально или от класса желание и/или пожелание, оформленные на листе бумаги в форме фрукта, овоща и т. п. (формат А4).

2 этап: Реализация акции. В день реализации акции вывешивается «Корзина желаний и пожеланий» и в нее «вкладываются» подготовленные листы.

Категория: