Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Проект «Зимующие птицы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Волгина Ирина Витальевна, воспитатель подготовительного к школе класса, вторая квалификационная категория, ГУ «Джалтырская средняя школа № 1» село Жалтыр, Астраханский район, Акмолинская область

Мною был проведен проект: «Зимующие птицы». Проект, над которым я работала, носил информационно-исследовательский характер. В своих проектах я старалась использовать на занятиях дидактические игры, развивающие упражнения, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи. Вместо физкультминуток использовала обучающие игры и придавала им подвижный характер. По возможности завершала занятие игрой развивающего характера.

С особым интересом работали ребята над проектом «Зимующие птицы».

I этап разработки проекта — целеполагание: я — воспитатель вынесла проблему на обсуждение детям (например, «Могут ли зимующие птицы прожить зиму сами?»). В результате совместного обсуждения мы выдвинули гипотезу («Зимующие птицы нуждаются в человеке, как и человек, нуждается в птицах»), которую я как воспитатель предложила детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза — это и есть цель проекта). На этом этапе я использовала модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»
Сначала проводилось общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о зимующих птицах. Затем задавала второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Когда все дети высказались, я спрашивала: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Для активизации детского мышления я предлагала решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Здесь необходимо было создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, дети обращались к родителям, наблюдали за птицами.

III этап работы над проектом (после составления совместного плана действий) начинается — его практическая часть. Дети исследовали, экспериментировали, искали, творили. Каждый ребенок выбрал для себя зимующую птицу. Собрав про нее информацию, ребенок делился ею со своими сверстниками. С помощью своих родителей ребята узнали, какие бывают кормушки и как их можно сделать. Какой корм любят птицы и т. д.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Я проводила открытое занятие на тему «Зимующие птицы».

Так, за время внедрения проектного метода «Зимующие птицы» в классе была проведена выставка «Зима», где дети могли наглядно увидеть зимующих птиц. Был проведен конкурс загадок, отгадки которых были птицы. На всех занятиях старалась использовать физкультминутки, стихотворения, загадки о зимующих птицах. Нами был сделан коллаж на тему «Зимующие птицы в лесу», ребята сами нарисовали стенгазету «Пернатые друзья». На занятиях проводила игры «Узнай по голосу», «Чья это песенка», «Покажи как….» и т. д.

При создании проекта «Зимующие птицы» ребята предложили помочь зимующим птицам спастись от холода, сделав скворечники и повесить кормушки. В завершении нашего проекта мы с ребятами повесили кормушку и кормили наших пернатых друзей.

Таким образом, работа над проектом показала следующие результаты:

  • Ребята узнали, какие птицы зимуют в Акмолинской области Республики Казахстан. Как изменяется пища птиц, зимующих в селах;
  • Повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего состава класса;
  • Обогатился словарный запас по теме «Зима», «Зимующие птицы»; Активизировался глагольный словарь у детей;
  • Усовершенствовалось умение четко отвечать на поставленный вопрос.
  • Расширился кругозор учащихся, воспитывалось бережное отношение к птицам, к природе.

Использованная литература

  1. Полат Е. С. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
  2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  3. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  4. Насонкина Л. В. Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении иностранных языков — статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  5. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  6. Полат Е.С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  7. Закон об образовании Республики Казахстан.
  8. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.
  9. Издательский дом «Первое сентября»
  10. Детский сад.Ру
  11. 7я.ру: все о детях и семье
  12. Все о детях.ру
  13. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый»
Категория: