Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Проблемы русского языка в системе школьного образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ермоленко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 ст. Павловской Павловского района Краснодарского края.
Высшая категория, стаж педагогической деятельности 40 лет
«Отличник народного образования».
Победитель НППО «Лучший учитель 2007 года», Ветеран труда

Ермоленко Наталья Ивановна
 

Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и если скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно, с церемонией.
Б.Шергин

Земляк Великого нашего соотечественника М. В. Ломоносова призывал рассказать о нем «с церемонией», то есть не торопясь, подбирая слова, благоговея перед именем его. И это справедливо, потому что Ломоносов — это настоящий гражданин России. Земля русская породила его, благословила на дела великие, вознесла в памяти на века.

Я хочу говорить о Ломоносове как о реформаторе родного русского языка. Именно язык — это та волшебная нить, которая соединяет поколения. Ломоносов увидел необходимость разграничения русского языка от церковнославянского. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность.

Однако тот же Ломоносов советовал поэтам учиться красотам и важности церковных книг. И мы находим в русской литературе, в том числе и у Пушкина, такие слова, как дщерь, власы, брада, злато, град…по заветам ломоносовского «высокого штиля»…долго конфузились слов «низких»… простонародных.
С реформами Петра Великого в русском литературном языке наступает самая пестрая хаотическая смесь, бессвязная масса совершенно необработанных элементов.

Это была эпоха полного брожения; новые элементы представляли богатые зачатки дальнейшего развития. Но не было ничего сколько-нибудь стройного, органического. Лишь Ломоносов, со свойственной ему гениальностью сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов. Его «Российская Грамматика» впервые проводит резкую грань между языком русским и церковно-славянским. Признавая близкую взаимную связь обоих языков, Ломоносов устанавливает полную самостоятельность каждого из них и впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского.

М. В. Ломоносов утверждал, что изучать язык следует, идя от живой речи. Приёмы Ломоносова — это приёмы естествоиспытателя. Современно и созвучно сегодняшнему времени звучат утверждения ученого об очищении русского литературного языка от наплыва слов иностранных, иноземных терминов и выражений, чуждых русскому языку, этих «диких и странных нелепостей, входящих к нам из чужих языков».

Одна из серьезных проблем, стоящих перед современной школой, — научить школьника пользоваться богатством родного русского языка. Первые уроки познания русской словесности начинаются в школе. Система языкового образования, сложившаяся в нашей общеобразовательной школе, подвергается неделикатной коррекции в последние годы особенно интенсивно. Введение различных курсов в учебный план школы, не имеющих ничего общего с русским языком, за счет времени, предназначенного для изучения языка, не способствует популяризации и усвоению школьниками речевой образованности.

Введение в начальной школе обязательного иностранного языка, если и преследует благородные цели, то никак не способствует хорошему знанию родного русского языка. Языковое мышление младшего школьника только формируется, а механическое запоминание приводит к отсутствию логических, ассоциативных связей при дальнейшем проникновении в языковую систему. В последние годы намечается заметный отток талантливых детей из лингвистического направления.

Особую тревогу у преподавателей русского языка в школе вызывает низкий уровень орфоэпической грамотности учащихся. Устная речь современной молодежи не только не может считаться удовлетворительной, но и тенденции в этой области отнюдь не радужные. Причины такого положения дел налицо.

Во-первых, современный школьник редко слышит правильную русскую речь. Это становится даже своего рода несовременным — говорить хорошо, правильным языком. Искажая, коверкая русские слова, используя неуместно иностранные, молодые люди подчас бравируют этим и слывут «крутыми». А это уже свидетельствует не только об уровне языковой культуры, но и культуре общей, в частности об отношении к языку своей страны.

Во-вторых, постепенный перевод литературы как учебного предмета в область эстетическую, в конечном счете, приведет к тому, что работа с русской классикой, где учащиеся имеют образцы языка, будет сведена на нет, а это ухудшит ситуацию в области языковой культуры.

В-третьих, тексты публицистического характера, которые предлагаются для работы с учащимися, преследуют цель заострить, поднять ту или иную проблему, но никак их не назовешь соответствующими языковой норме. Складывается такое впечатление, что наши СМИ соревнуются в умении найти такое ядреное словцо, которое сразило бы наповал оппонента.
В-четвертых, отсутствие речевой культуры в переводческой литературе с другого языка, чаще всего с английского. Наши дети все-таки читают что то, часто в переводах. Что они там находят с точки зрения языка, вызывает негодование почитателей русского языка. Обилие речевых и грамматических ошибок, употребление слов с несвойственными лексическими значениями, полную пунктуационную безграмотность.

Особый разговор следует вести о словесной рекламе. Вакханалия и вседозволенность, потуги на оригинальность, типа «вы этого достойны». Справедливо, что она (реклама) вызывает в лучшем случае неприязнь, а в худшем — всеобщее гражданское презрение к тем, кто неумело, безграмотно пользуется русским словом.

За последние 10–15 лет проблем с изучением русского языка в школе накопилось немало. И хотя русский язык является обязательным предметом на итоговой аттестации и при поступлении в вуз, уважения к нему не стало больше. Необходимо поднять планку ответственности к тем, кто «расхищает» богатства родного русского языка, способствует разложению и потере его самобытной красоты.

Категория: