Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Праздник «Прощание с букварём»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шайсултанова Гульмира Амангельдиновна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Талшыкской средней школы Акжарского района
Северо-Казахстанской области

Шайсултанова Г.А.

 

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

 

Плакаты: «Спасибо, книга первая — Букварь!», «Букварь — начало всех начал»,

«Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться».

Ход праздника:

Учитель:

Вы в школе четыре месяца отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книга — БУКВАРЬ.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова — в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.

Песня «Учат в школе»

(Заходит Букварь)

Букварь: Здравствуйте, ребята! Что это вы про меня говорите? Вы знаете меня, дети?

Я путешествую по странам,
Везде с Азбукой дружу.
И, где встречу малышей,
Сразу грамоте научу.

Учитель: Дорогой, наш букварь! Мы хотели показать сегодня нашим гостям, чему мы научились благодаря тебе.

Стихи 1-классников:

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем —
Эти буквы мы поем!

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!

Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

Как хорошо уметь читать —
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

Я ручкою сначала
Только палочки писала,
А теперь в букварь гляжу,

Буквы смело вывожу.
И вот за это говорю
Спасибо книге букварю! (хором все дети)

Да, нелёгкая работа,
Но учиться мы должны.
Ведь мы знаем: человеку
Знания всегда нужны!

Вбегает Буква «Я».

Учитель: Буква «Я», а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!

Всем известно буква «Я»
В азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?

Дети. Неизвестно!

Учителя. Интересно?

Дети. Интересно!

Учителя. Ну так слушайте рассказ!

Букварь:

Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»…
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»:
— Я, — сказала буква «Я», —
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буква Ф.

— Фу-ты, ну-ты! — фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.

Буква С.

— Срам! —
Сердито «эс» сказало.

Буква В.

«Вэ» кричит: — Воображала!

Буква П.
Проворчало «пэ»:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Букварь: «Я» затопала ногами.

Буква Я.

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Букварь:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!
Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Буква Я.

— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А «Я»!

Букварь:

Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела —
Написать она сумела
Только:
«Я — я — я — я — я!»

Буква Х.

Как зальется буква «ха»:
— Ха — ха — ха — ха — ха — ха — ха!

Буква О. «О» от смеха покатилось!

Буква А. «А» за голову схватилось!

Буква Б. «Б» схватилось за живот…

Букварь:

Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я.

— Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».

Буква Ю.

— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Букварь:

Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!

Буква Я.

Я знаю, я знаю, я слышала все.
Я — якорь на яхте в реке Лимпопо.

Учитель:

Постой, не волнуйся и так не спеши,
Ты нам по порядку все расскажи.

Буква Я.

На яхте пиратской я в море плыла,
Я слышала все, я все поняла.
Там был ужасный и злой Бармалей.
Он Азбуку хочет отнять у детей.
Он буквы решил у ребят утащить
И в страшной реке Лимпопо утопить.

В зал вбегают Бармалей и Пираты.

Бармалей.

Кто тут вспомнил Бармалея?
Я ужасный Бармалей.
Никого не пожалею,
Даже маленьких детей.

Пираты.

Больно умные вы стали,
Не боится нас никто,
Чтоб вы книжки не читали —
Все буквы сбросим в Лимпопо.

Буква Я.

Как же так? Да разве ж можно
Нас всех взять и утопить?
Ведь без нас на свете просто
Невозможно будет жить!

Бармалей.

Ерунда! Я вот, представьте,
Не читаю, не пишу,
И без букв противных ваших
Я прекрасно проживу.
Баста! Хватит говорить!
Мой приказ — всех утопить!

Пираты хватают буквы и уводят с собой. Буква «Я» прячется среди ребят.

Буква Я.

Ну нет! Такому не бывать!
Надо буквы выручать!
Только как в огромном море
Их нам с вами отыскать?
Ой, я одна не справлюсь!

Входит Почтальон Печкин.

Печкин.

Телеграмма! Телеграмма! (Читает.)
Срочно! Срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,
Мы на острове Пиратов.
Плыть к нам очень нелегко
Вдоль по речке Лимпопо.
Ждет вас много испытаний,
Ждет немало вас заданий,
Чтоб вы нас смогли найти,
Высылаем план пути.
(Печкин достает из сумки большую карту.)
Коль не справитесь за час,
Бармалей утопит нас.

Ведущий.

Ну что, друзья, поможем буквам?
Ну тогда смелей вперед!
(Показывает на карте, куда надо плыть.)
Впереди пролив Загадок
Нас по плану с вами ждет.

 Мы отправляемся в город Букв. Сколько букв в русском алфавите? (33).

А вы знаете алфавит? Песенка про алфавит.

Чем отличаются буквы от звуков?

(Ученики показывают веером) Сколько гласных букв? (10) Сколько гласных звуков? (6)

Стихотворение о гласных.

У первоклашек началась
Нелёгкая пора.
В пути сопровождали нас
Чудные мастера.
Один слова учил делить
На части, как пирог.

Мы отправляемся к мастеру слогов. Как определить, сколько в слове слогов? «Сколько в слове гласных, столько и слогов»

Задание: показать с помощью веера сколько слогов в слова: жираф. бегемот. ёжик, зайчонок, лисёнок, жеребёнок, котёнок.

Другой волшебным молотком
Без всякого стеснения
Стучал по каждому из слов.

Кто это? Ударение.

Задание: поставить ударение в словах: апельсин, бананы, Бармалей, совы, ёж, корова.

«Я мягкий, нежный, милый Тим.
Я строгий рослый Том.
В зелёном я люблю ходить.
Я-только в голубом.
Мы о согласных день и ночь…
Заботимся вдвоём.
За мягких отвечаю я,
За твёрдых-братец Том.»

Задание: сделать звуко-буквенный анализ слов: Айболит, ёжик, жираф.

1. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.

3. Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Загадки (отгадки записывают на доске)

Ребята исправляют перепутанные названия сказок.

Снежная принцесса. Снежная королева.
Желтая кепочка. Красная шапочка.
Илья-царевич и Серый волк.
Иван-царевич и Серый волк.
Спящая бабушка. Спящая красавица.
Гадкий цыпленок. Гадкий утенок.

Вот спасибо вам, ребята,
Навели у нас порядок.
И за это ключ — подсказку
Вам дают герои сказок.

Сказочные герои вручают палочку из свернутой в рулон бумаги. Дети разворачивают и читают.

Дети.

«Сказка — ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок».
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну, а вы домой вернетесь.

Ведущий.

Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.

Выходят Пираты. Танцуют.

Бармалей.

Ну что ж, друзья мои, пираты,
Пора нам к делу приступить.
Не забыли? Мы хотели
Эти буквы утопить!

Входят ребята, Буква «Я».

Бармалей.

Я ужасный Бармалей!
Ненавижу я детей
Дружных и активных,
Добреньких, противных.
Вы зачем сюда приплыли?
Что вы здесь у нас забыли?

Буква Я.

Буквы наши отпускайте,
Вы их мучить перестаньте.
Если буквы вы бы знали,
Книжки б разные читали.

Бармалей.

Не нужны нам ваши книжки.
Все девчонки и мальчишки
Скоро буквы позабудут —
И пиратами все будут.

Ведущий.

Нам без палочки волшебной,
Видно, тут не обойтись.
Ну-ка, Бармалей, сейчас же
Ты хорошим становись!
(Дотрагивается до Бармалея.)

Бармалей.

Я… хорошим, добрым буду,
Буду книжки я читать.
А мальчишек и девчонок
Я не буду обижать.

Ведущий.

Ну что же, зло мы победили,
Спасли все буквы, и теперь
В огромном океане Знаний
Для вас всегда открыта дверь.

Букварь: Дети, мне очень грустно с вами разлучаться. Но вы уже выросли, хорошо читаете, поэтому я привел вам нового друга.

Родное слово прими эстафету
Веди учеников по дорогам планеты.
Пусть не погаснет желание ребят —
Творить добро на планете Земля.

Родное слово:

Я, Родное слово, еще не прочитано
Учить буду вас всех.
Я с вами буду говорить
И выслушаю вас всех.

Учитель: Мы рады тебя видеть на нашем празднике. Родное слово, напомни детям, как нужно обращаться с книгой.

Дети дают клятву.

Перед тем, как взять книгу, посмотри чистые ли у тебя руки.
Чтобы книга дольше служила тебе, обверни ее.
Не загибай углы у страниц, пользуйся закладками.
Вовремя возвращай книгу в библиотеку.

Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Беру Букварь в последний раз.
Несу Букварь в просторный класс.
И дорогому Букварю
Я говорю: «Благодарю!»
Ты-книга первая моя,
теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я могу прочесть.

Песня «Прощай, Букварь!»

Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Категория: