Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

План урока производственного обучения: «Трогание автомобиля с места. Движение по прямой и остановка автомобиля»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Титаренко Владимир Павлович, мастер производственного обучения «КГУ Агротехнический коллежд с. Саумалколь Айыртауского района», первая квалификационная категория, стаж работы 34 года

Титаренко Владимир Павлович

Время: 2 часа

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

  • обучающая: выработать умение и навыки в пользовании органами управления автомобилем во время движения автомобиля.
  • воспитательная: бережное отношение к учебному оборудованию.
  • развивающая: кардинированное движение рук и ног при управлении автомобилем, при этом не отнимая внимание от дороги. Научить учащихся правильно пользоваться органами управления автомобиля.

Материально-техническое оснащение урока:

1. Оборудование: Автомобиль ММЗ 4502 Т-905 ВR
2. Инструменты и приспособления: тавропресс, ключи, комплект инструментов.
3. Дидактический материал: Инструкционные карты:

Межпредметная связь: Устройство автомобилей и ОБД.

Ход урока

1.Организационная часть. Время 2-3 мин.

Проверка явки учащихся. Внешний вид:

Организация рабочего места. Учебный автодром, или (закрытая площадка).

2. Вводный инструктаж. Время 15-20 мин.

Инструктаж по технике безопасности. Подход и посадка в автомобиль, на дорогах осуществляется со сторны заднего борта. Высадка осуществляется после полной остановки автомобиля. С выходом на дорогу после того, как убедишься, через зеркало заднего вида, что вы не создаете помехи другим участникам движения. Прежде чем начать работать с автомобилем, нужно проверить исправность инструмента, спец одежды, защитных варежек, а также защитных очков, если производятся работы под автомобилем. Запрещается мыть автобензином, потому как бензин разъедает резиновые изделия, раздражает кожный покров тела, а также бензин токсичен. Проверить, чтоб автомобиль стоял на стояночном тормозе, если это связано с подъемом автомобиля, на подставках и противооткатных приспособлениях.

В холодное время года слить воду из радиатора и системы охлаждения. Осмотреть автомобиль и устранить обнаруженные неисправности. Запереть двери кабины и навести порядок вокруг автомобиля.

Если автомобиль остается на специальных подставках на ночь, нужно проверить надежность его установки. Оставлять автомобиль и агрегаты, висящие на тросе подъемного механизма, запрещается.

После ремонта автомобиля привести в порядок рабочее место, очистить и убрать лежаки и подставки, подъемные механизмы, обтирочный материал собрать в железные ящики, убрать детали и мусор, освободить проходы, вымыть, вытереть и убрать инструмент и приспособления.

Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты, почистить их и убрать на место. Перед приемом пищи тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, а если работа была связана с этилированным бензином — обязательно прополоскать рот водой и вымыть руки керосином, а затем теплой водой с мылом.

3. Сообщение темы и цели урока

4. Повторение пройденного материала

  • Рассказать об устройстве щитка приборов автомобиля;
  • Рассказать и показать органы управления автомобилем;
  • Как подготовить автомобиль к выезду;

5. Объяснение новой темы урока

Как трогаться с места правильно:

Перед началом движения обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопастности водитель и пассажир. Для этого есть два правила, соблюдение которых позволит вам гарантированно начать движение, более того, эти правила обязательны для выполнения зимой на скользкой дороге.

Во время старта передние колеса автомобиля должны находиться в положении «прямо». Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление движению. Чем больше угол их поворота, тем сложнее им зацепиться за дорогу. Большая вероятность, что на скользком участке они забуксуют.

Первый оборот ведущих колес должен пройти без проскальзывания, или без пробуксовки. Главная задача в начальный момент движения — покатиться, а не заскользить. Если на старте колеса сразу забуксовали, то машина так и останется стоять на месте, буксуя, или ее потащит в сторону.

Чтобы избежать пробуксовки колес при трогании с места нужно кратковременно задерживать педаль сцепления в точке схватывания. Действия будут такие:

1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза (если дорога имеет подъем или уклон) и выжимаем левой ногой педаль сцепления до пола.

2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.

3. Плавно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания, удерживая нажатой педаль тормоза.

4. В момент схватывания (обороты двигателя станут чуть ниже, появится легкая вибрация) отпускаем педаль тормоза и переносим ногу на педаль газа. Левая нога продолжает удерживать педаль сцепления в точке схватывания.

5. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин и одновременно отпускаем педаль сцепления до конца ее хода. Автомобиль начнет движение.

6. Для остановки выжимаем сцепление до упора и нажимаем на педаль тормоза. Для автомобиля с автоматической коробкой передач все несколько проще, работать сцеплением не нужно. «Автомат» все сделает за вас:

1.Нажимаем правой ногой на педаль тормоза.
2.Переводим рычаг выбора передач в положение «D» (или «R», если нужно поехать назад)
3.Плавно отпускаем педаль тормоза — автомобиль начнет движение, можно добавить «газ»
4.Для остановки нажимаем на педаль тормоза. Если дальше не едем — переводим рычаг передач в положение «Р» парковка.

Мы рассмотрели только лишь как трогаться с места на ровной дороге. Если дорога имеет небольшой уклон, то начало движения автомобиля значительно упрощается. Можно тронуться даже без добавления «газа». Достаточно будет включить передачу и отпустить педаль сцепления до точки схватывания. Машина тронется. А как быть, если тронуться с места нужно на подъеме? Это упражнение будущим водителям придется сдавать в ГАИ, всех остальных водителей этот экзамен ждет на дороге. А зимой на скользкой дороге этот экзамен приходится «сдавать» очень часто.

Как трогаться с места на подъеме.

Ключевой момент здесь — опять же задержка педали сцепления в точке схватывания. Для удержания автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться вниз, используется либо педаль тормоза, либо стояночный тормоз (ручник). Если на подъеме отпустить педаль сцепления в точку схватывания и задержать ее там, а затем убрать ногу с тормоза, то машина будет стоять на месте. Если подъем крутой и машина все-таки покатилась назад — ничего страшного, нужно опять нажать на тормоз и отпустить педаль сцепления чуть больше. Машина останется стоять на месте. Нужно поймать так называемую точку равновесия. Далее, плавно добавляем «газ», чуть больше отпускаем педаль сцепления и машина поехала.

Если автомобиль удерживается на подъеме ручником и нужно тронуться с места (во время экзамена в ГАИ требуют трогаться с ним).

Если стояночный тормоз включен, в этом случае действия будут следующие:

1. Выжимаем левой ногой педаль сцепления. Если двигатель не работает — запускаем двигатель.

2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.

3. Плавно выжимаем педаль сцепления до момента схватывания.

4. В момент схватывания, удерживая педаль сцепления в этой точке, плавно добавляем «газу», чтобы стрелка тахометра поднялась примерно до 1500 об/мин.

5. Выключаем стояночный тормоз. Для этого нажимаем на фиксатор на рукоятке ручника и опускаем рычаг вниз до упора. Машина начнет движение.

6. Полностью отпускаем педаль сцепления и плавно добавляем «газу». Машина продолжит движение.

7. Для остановки выжимаем до упора педаль сцепления и нажимаем на педаль тормоза.

Ну вот, собственно, и все, что нужно знать о технике трогания с места. Если во время старта все же произошла пробуксовка колес (это часто случается на скользкой дороге) — ничего страшного, в такой ситуации нужно снова выжать педаль сцепление и снова отпустить педаль до точки схватывания. Возможно, начнет получаться не сразу, потребуется время, чтобы приобрести навык. И всегда нужно помнить, что правильные действия за рулем — основа безопасного управления автомобилем.

После того, как автомобиль тронулся, необходимо корректировать рулем движение автомобиля, предварительно разогнав автомобиль для переключения следующей передачи.

Для того, чтобы осуществить остановку автомобиля, водителю необходимо замедлить скорость, убрав ногу с педали газа и плавно перенести на педаль тормоза. За время остановки водитель, управляя рулем, должен убрать автомобиль с проезжей части, поставить на обочину или в иное расположение транспортное средство, чтобы не создавать помех другим участникам движения, не выключая передачи притормозить, затем выжав педаль сцепления и на грани блокировки колес затормозить, остановиться, поставить на стояночный тормоз, выключить передачу.

(Техническая установка на выполнение операций)

Внимание на возможные ошибки.

Первой и самой распространенной ошибкой является неправильный хват руля. В таких положениях трудно удержать руль, когда он будет вырываться из рук и, как следствие, водитель теряет управление. При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля получается перекрестие рук. Такое вращение руля само по себе не правильное, а фиксация рук в перекрестном положении является грубой ошибкой. Вращение руля ладонью — распространенный способ руления на автомобилях с гидроусилителем руля — тоже грубая ошибка. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. Колеса сами станут прямо. Так тоже делать нельзя — потерять контроль за положением управляемых колес.

6. Закрепление учебного материала:

1.Что необходимо сделать, как только вы сели за руль? (Правильный ответ — пристегнуться ремнем безопасности (это можно сделать позднее, но к началу движения вы должны быть пристегнуты.)

2.Расскажите, о последовательности трогания и остановки автомобиля.

3.Расскажите, что вы знаете о педалях управления.

Анализ повторения.

Покажите, как должны быть расположены руки на рулевом колесе. Расскажите о педали сцепления, газа, тормоза.

Способы устранения ошибок. Путем неоднократного повторения и тренировки.

7. Текущий инструктаж 25-30 мин. Контроль за выполнением, изучением и тренировка упражнения рычагами и педалями

Самостоятельная работа учащихся. Тренировка органами управления автомобиля ММЗ-4502. Т-905 ВR

Прием работы. Управлением автомобилем.

Соблюдение ТБ: соблюдение мер противопожарной безопасности (не пользоваться открытым огнем вблизи топливных баков, не курить)

Технические условия при работе:

Помощь учащимся, слабо справляющимся с работой. Организовать дополнительные занятия. Усилить тренировку.

8. Заключительный инструктаж 5-10 мин.

9. Итоги урока: Обращаем внимание на правильное расположение и посадку за рулем

Указать ученикам на типичные ошибки и прокомментировать. Типичные ошибки это — отвлекание учащихся от управления автомобиля во время переключения передач, в момент трогания с места резко отпускают педаль сцепления. В момент остановки автомобиля забывают убрать автомобиль с проезжей части, плавно нажать на тормоз, включить поворот.

10. Уборка рабочих мест. Подготовка автомобиля.

11. Домашнее задание

Повторить органы управления автомобилей. «Устройство и эксплуатация автомобиля». Автор В. Л. Роговцев. стр.5-7 168-187