|
Сыздыкова Асель Маратовна учитель истории, второй квалификационной категории, стаж работы 10 лет. КГУ «Саумалкольская школа-гимназия № 2» Айыртауский район с. Саумалколь
|
Проблема
Комплексное развитие и поддержка одаренных и высокоинтеллектуальных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Цель: Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, комплексного развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Создание системы выявления, поддержки и развития одаренных и мотивированных детей.
2. Построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках школы.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.
5. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности.
6. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
7. Развивать — стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива.
8. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
9. Объединение усилий педагогов для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе.
10. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей
1. Создать систему выявления одаренных детей:
- психолого-педагогическое исследование пятиклассников;
- системное наблюдение за детьми из класса в класс;
2. Организация учебного процесса:
- нестандартные уроки:
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
- обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю;
- развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой;
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
- организация исследовательской работы учащихся:
- опережающее задание творческого плана;
- предметные марафоны.
- участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования:
- работа кружков по предметам.
- проведение научно-практических конференций в школе в младших, средних и старших классах.
4. Общеразвивающие мероприятия
- традиционные мероприятия школы
План действий
|
Пути реализации
|
- Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
|
- наблюдения в ходе уроков;
- организация исследовательской, внеурочной работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
- оценка способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;
- выход на родителей, их мотивация, создание «домашней» лаборатории
|
- Создание разновозрастной команды школьников – будущих олимпиадников
|
- для организации взаимообучения, передачи опыта участия в олимпиадах, психологической подготовки новых участников;
- работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталова) т.е. создание насыщенной информационной среды для обучения.
|
- Планирование работы
|
- построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника: свободное посещение и продолжительность занятий, выбор типа заданий, разделов для изучения, используемых пособий);
- наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы, хорошо в начале организовать разминку, викторину, экспресс-соревнование на знание какого – либо вопроса;
- основной формой работы на занятиях группы является индивидуальная и парная формы.
|
- Расширение кругозора
|
- чтение книг, журналов, пособий;
- работа в Интернете;
- отслеживание новостных и информационных программ в СМИ;
- участие в дистанционных олимпиадах.
|
- Решение олимпиадных задач
|
- Создать библиотеку олимпиадных задач
- изучать банк задач, интерактивные тесты, учебные курсы, олимпиадные
- работать с картами и карточками
|