Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организованная учебная деятельность «Научные открытия»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Татаринцева Любовь Ивановна, воспитатель среднего уровня квалификации высшей категории, ясли-сад «Снегурочка», Карагандинская область, г Шахтинск

Татаринцева Любовь Ивановна

Программное содержание:

1. Учить детей решать логические задачи, выявлять закономерности.
2. Упражнять в порядковом счете до 20, по 2, по 5, десятками, в увеличении и в уменьшении чисел на единицу.
3. Закреплять знания детей о выдающихся людях человечества.
4. Продолжать формировать обобщенные понятия, умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
5. Развивать умение группировать животных по разным признакам.
6. Развивать внимание, память, воображение, мышление.
7. Воспитывать интерес к развивающим математическим играм, любовь к ближнему.

Ход:

1.Мотивация

Игра «Ассоциации». Ребята, какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слова «Герой», «Гений».

Ответы детей. Воин, богатырь, викинг, Геракл, А. С. Пушкин, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин, Н. Абдиров, К. Э. Циолковский, Д. И. Менделеев.

Почему Пушкина считают гением? Он сочинил добрые сказки, стихи, поэмы. За какие заслуги К. А. Тимирязева считают героем? Открыл зеленую тайну листа. Почему С. П. Королева считают гением? Он изобрел космический корабль, который вывел первого человека в космос. Ю. А. Гагарин — первый человек, который полетел в космос. А. Кунанбаев — великий казахский мыслитель и писатель. Ребята, какие вопросы по этой теме вы могли бы задать?

Дети: Как они жили? Чем увлекались? Как учились в школе? Было ли им трудно? Могу ли я стать героем?

Воспитатель: да и вправду, можем ли мы стать героями?

Дети: Да! Да!

Воспитатель: Это еще большой вопрос? Придется исследовать эту проблему. Исследовать... А что значит найти след? Как охотник ищет след, так и мы должны найти след? Нет, надо упорно идти к своей цели, преодолевать препятствия.

Дети с воспитателем читают графическую схему: «Я, СТРЕЛКА, СИЛУЭТ ЧЕЛОВЕЧКА, СОЛНЫШКО, СТРЕЛКА, Я?». Попробуем ее расшифровать вместе. «Я увидел препятствие. Остановлюсь. Обдумаю пути. Выберу правильный путь. Преодолею. И тогда я стану героем».

2. Рассматривание рисунка — круга с множеством точек. На что похоже? Ответы детей. Похоже ли это на Землю? Что есть в земле? Чем богата наша земля?

Дети: Нефтью, газом, углем, хлебом, золотом. Да, много богатств на нашей земле. Но это всё не так легко найти. А на человеческую голову это похоже? Да. Вот сколько богатств на нашей земле, столько много и в человеке разных способностей, благодаря которым мы движемся вперед к новым открытиям. Сегодня будем открывать эти способности, и зажигать их яркой звездой. Ну, исследователи, готовы?

3. Чтение зашифрованного текста.

Давайте прочитаем первую зашифрованную способность. УМ. Чтобы ум хорошо работал, что нужно делать?

4. Разминка для ума. Блиц-опрос.

Прямой и обратный счет до 20.
Счет по два до десяти.
Счет десятками до ста. Счет пятерками до ста.
Назови число наибольшее и наименьшее из двух заданных чисел.

Игра «Назови одним словом».
Сколько дней в неделе?
Сколько месяцев в году?
Сколько ушей у двух мышей?

5. Логическая задача

Сосчитай, сколько в твоей коробочке фасоли, пользуясь инструкцией. Дано число. Оно передвигается по стрелке. Если число попадает в квадрат, то увеличивается на один. Если ответ верный, то дети берут звездочку. И вот способность загорелась яркой звездой.

6. Читают вторую способность: ВНИМАНИЕ.

Заполняют бланк телеграммы. Выпиши буквы, расположенные в клетках с координатами (Е5) (В4) (А1) (Е2) (Ё5) (В5) (С5) (С2) (А3)

У кого ответ верный, берут звездочку.

7. Читают третью способность: ЛОГИКА.

Работа по карточкам. Дорисуй недостающую фигуру. По форме подбирают шарик и веревочку. За правильно выполненное задание берут звезду.

8. Читают следующую способность: ПАМЯТЬ.

Мы сейчас отправимся в древнюю Грецию и вспомним мифы Эллады.

Читают по карточкам.
Киринейская лань. Лернейская гидра. Критский бык. Стимфальские птицы.
Немейский лев. Геракл.

Физминутка. Дети изображают героев Эллады в движении. За выполненное задание берут по звезде. Зажглась способность: ПАМЯТЬ.

9. Читают способность: ПОНИМАНИЕ.

Перед собой, написанные друг над другом слова. Подумайте, какая между ними связь? Какое слово должно быть написано внизу другого столбика? Напечатайте.

Солнце — Марс
Звезда — планета

Рассуждают. Берут звезду.

10. Читают слово: Догадливость.

Классификация животных по разным признакам (домашние, дикие животные, лесные, морские, экзотические). У кого получилось по 5 групп, берут звезду. Зажглась еще одна способность.

11. Читают следующую способность: МЫШЛЕНИЕ.

Игра «Танграм».

Дети составляют (на время) фигуры бегущего и сидящего зайца.

Берут звезду. Делают общий анализ. Подсчитывают общее количество звезд. Вывод. Каждый человек может называться гением, если будет много трудиться, как мы сегодня. Возвращаемся к схеме. Повторное чтение детьми схемы преодоления препятствий человеком.

Я хочу, чтобы ваши способности на протяжении всей жизни раскрывались, развивались. Зажигались новые и новые таланты и горели яркой звездой.

Литература

1. Мезенцев В. «Энциклопедия чудес», главная редакция Казахской Советской энциклопедии, Алма-Ата, 1989.
2. Прокофьев О. Н. «Неизвестное об известном», Алма-Ата, Кайнар, 1981.
3. Ауэзов М. «Путь Абая», Алма-Ата, Жазушы, 1982.
4. Крылова Н. М., Иванова В. Т. «Детский сад-дом радости», Санкт-Петербург, 1996.
5. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр», АСТ. Слово, Москва 2010.
6. Молофеева Н. Н. «Энциклопедия дошкольника», РОСМЭН, Москва 2008.
7. Артемова О. В., Балдина Н. А., Вологдина Е. Е «Большая энциклопедия открытий и изобретений», ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», Москва 2007.