Однородные члены и знаки препинания при них
Бурасова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия „БЭСТ“», г. Петропавловск СКО |
Цель урока: формирование понятия по теме «Однородные члены и знаки препинания при них».
Задачи урока:
- закрепить знания учащихся об однородных членах предложения, средствах связи;
- развивать умения определять однородные члены предложения, выделять ГО в предложении;
- развивать мыслительные операции: индукцию, дедукцию, логику и память;
- воспитывать интерес к предмету, уважение к художественному слову.
Ход урока
Сильное эмоциональное начало
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел
Вперегонки с пылью.
Михаил Исаковский
Задание
- Определите тему стихотворения.
- К какому стилю речи вы отнесёте?
- Какой художественный приём автор взял для создания образа ветра?
- Приведите примеры из текста.
- Как вы понимаете значение слова пожурил.
Посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста.
- Устно. Объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.
- Разберите по составу слова осторожно, пробежал, окошко, полетел.
- Выпишите из стихотворения грамматическую основу.
Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл и расправил, полетел.
Что вы можете сказать о предложении? Охарактеризуйте его.
О чём пойдёт речь на уроке?
Тема урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
В течение одной минуты обсудите в парах и запишите на листочках:
- Что нужно знать?
- Что уметь по теме урока?
Обсуждение в классе.
Работа по карточкам
Определите синтаксическую роль однородных членов в предложении.
1. В природе ни лист, ни соломинка не повторяются.
2. Ветер выл жалобно и тихо.
3. За рекой поднимались дубовые пихтовые, берёзовые леса.
4. Ночь медленно течёт без звуков, без звёзд, без движения.
5. Легкий ветерок гонит, торопит облака.
6. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру.
Какую синтаксическую роль могут выполнять однородные члены предложения?
Ребята, посмотрите внимательно на эти предложения и скажите, как связаны ОЧ между собой.
Сообщение ученика о связи однородных членов в предложении. Постановка знаков препинания при них.
Диктант «Проверь друга»
Прочитайте предложения, являются ли они текстом? Почему? Составьте из предложений текст, озаглавьте. Запишите его, подчеркните ОЧ, расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1. Над головой под ногами шелестят красивые листья.
2. Ковер из них укрывает в лесу и жучков и паучков и лягушек.
3. В лесной речке плывут разноцветные листочки сухие семена кусочки коры.
4. Травы деревья поют последнюю песню.
5. Небо чистое и бескрайнее.
6. Грустно нежно светит осеннее солнце.
- Как связаны ОЧ в предложениях?
Постройте схемы предложений
1 вариант — 1, 2, 3 предложение
2 вариант — 4, 5, 6 предложение.
Расставьте знаки препинания в схемах, записанных на доске
O зато O
O O
и O и O и O
O, а O
O и O и O
ни O ни O ни O
O или O
Когда ставится запятая при ОЧ?
Составьте одно предложение по схемам, записанным на доске. Подчеркните ОЧ и грамматическую основу предложения
Устно. Отгадай загадку и найди ОЧ предложения
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)
Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Дождь)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто…
(Листопад)
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый…
(Снег)
Ребята, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли редакторов. Перед вами фрагменты сочинения об осени. Прочитайте их и найдите недочёты
- В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит желтые листья.
- На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.
Запишите исправленные предложения первой группы. Выполним синтаксически разбор.
В лесу шумит, завывает ветер и гонит желтую листву.
Продолжите предложение из предыдущего задания, написав миниатюру об осени
Рассмотрим иллюстрации об осени.
— Какими красками окрашена осенняя природа?
— Какого цвета небо?
Словарная работа
Багровый —
Багрянец — багровый цвет
Оранжевый — жёлтый с красноватым оттенком
Лазурь —
Слова для справок:
падать, лететь, покрывает, стелется;
любоваться, восхищаться, восторгаться, удивляться;
желтые, красные, багровые;
бодро, весело.
Рефлексия
Не напрасно прожили 45 минут, потому что…
На примерах текстов об осени мы познакомились с грамматической темой. Увидели, как разнообразна палитра осенних красок и художественных образов, на которые вдохновляет нас это время года. Не случайно
Презентация «Однородные члены и знаки препинания при них»
- 9630 просмотров