5 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Виды придаточных предложений» (9 класс)

Пятый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей Второй международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати
Римкевичус А.В.
учитель русского языка Айыртауской школы-интерната
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме:«Виды придаточных предложений».

Задачи:

  1. проверить знания учащихся по теме, их практические умения и навыки; совершенствовать умения определять виды придаточных, составлять схемы предложений и ставить знаки препинания;
  2. развивать мышление, речевые, орфографические и пунктуационные навыки, положительные эмоции;
  3. воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к природе, чувство дружбы, а также стремление к знаниям.

Оборудование: лабиринт, интерактивное оборудование, аудиозаписи: «Песня о друге», звуки живой природы, лирическая музыка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-лабиринт.

Ход урока

1. «Круг радости»

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. (На фоне музыки):

  • Друзья мои!
    Внушайте людям веру!
    И следуйте хорошему примеру:
    Продляйте добрым словом
    Жизнь людей! (В. Боков).

— Скажите добрые слова друг другу.
— Вы получили заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

2. Определение задач

(Слайд№ 1.)

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Виды придаточных предложений». Определите задачи урока.

3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы проводим урок-лабиринт. Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки. А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». (Слайд № 2)

Эпиграфом, цитатой урока взяты слова немецкого философа А. Шопенгауэра: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (Слайд № 3)

— В конце урока вы ответите на вопросы: что такое внутреннее богатство и каким должен быть внутренне богатый человек? Желаю успешно пройти лабиринт!

4. Тренировочные упражнения

У входа в лабиринт препятствие № 1. «Знаем орфограммы». (Флипчарт № 1). Кодированный диктант.

  1. Предл…гать, а
  2. ц…тата, и
  3. ч…рствый, е
  4. ш…рох, о
  5. врач…м, о
  6. р…сток, о
  7. синиц…н, ы
  8. г…реть, о
  9. к…сание, а
  10. нац…я, и
  11. з…рница, а
  12. горяч… о

— Взаимопроверка. Кто выполнил без ошибок?
— Прокомментировать вставленные орфограммы по цепочке.
— Первое препятствие успешно прошли.

Препятствие № 2. «Теоретическое».

Терминологический диктант. (Флипчарт № 2)

«Закончи предложение».

  1. Независимое предложение в составе СПП называется __________.
  2. Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
  3. Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.
  4. Назовите 3 группы придаточных предложений: _________.

— Проверка.

Опрос «Да или нет».

  1. Всегда ли придаточное предложение следует за главным?
  2. Может ли придаточное предложение стоять перед главным?
  3. Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложения?
  4. Можно ли утверждать, что союз хотя связывает придаточное уступки?

— Проверка.

Мы успешно прошли второе препятствие.

Препятствие № 3. «Знаете ли вы придаточные?»

Опрос «Ты — мне, я — тебе». Вопросы группы задают по очереди. Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.

Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».

Задания по группам: записать афоризмы, определить виды придаточных предложений, расставить знаки препинания, составить схемы.

1 группа. (Слайд № 4)

  1. Нет величия там где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
  2. Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).
  • Как вы понимаете афоризмы? Приведите примеры афоризмов о доброте.
  • Обратимся к цитате урока. Доброта — это внутреннее богатство?

 

2 группа. (Слайд № 5)

  1. Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
  2. День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).

(Аналогичная проверка).

Внутренне богатый человек должен быть образованным, много читать, стремиться к знаниям?

3 группа. (Слайд № 6)

  1. Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).
  2. Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).

(Аналогичная проверка).

Понимать природу, видеть её красоту может только внутренне богатый человек.

«Минутка тишины». (Флипчарт № 3: лес, звуки природы).

— Представьте, что вы находитесь в лесу. Что вы почувствовали?

Препятствие № 5. «Поэтическая минутка».

— Вы любите поэзию? Ваш любимый поэт? Вы должны уметь отличать придаточные сравнительные и сравнительные обороты. Пунктуационная задача. (Флипчарт № 4)

  1. И эта песнь была нежна как будто для земли она была на небе сложена. (М. Лермонтов).
  2. Исчезли юные забавы как сон как утренний туман. (А. Пушкин).

— Какую роль в жизни человека играет поэзия? Внутренне богатый человек любит поэзию?

Препятствие № 6. «Музыкальная пауза»

Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого.

— Каким должен быть настоящий друг?

Диктовка с последующей самопроверкой.

  • Если шел за тобой, как в бой,
    На вершине стоял крутой,
    Значит, как на себя самого,
    Положись на него.

— Самопроверка. Определить вид придаточного, прокомментировать орфограммы и знаки препинания. (Слайд № 7).

Препятствие № 7. «Творческая работа»

Дополнить предложения. Определить виды придаточных (Звучит лирическая музыка. Флипчарт № 5).

  1. Друг — это тот, кто…
  2. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…
  3. Я дружу с… , потому что…
  4. Я полностью согласен с тем, что дружба…
  5. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если…
  6. Стремись, чтобы другу…

— Проверка.

— Вы имеете правильное представление о дружбе. Уметь дружить — это тоже внутреннее богатство.

Препятствие № 8. «Найдите ошибки»

Расставить недостающие знаки препинания. (Флипчарт № 6).

1 группа.

  1. Каждый человек это мир, который с ним рождается и с ним умирает. (Г. Гейне).
  2. Так много камней брошено в меня, что ни один из них не страшен. (А. Ахматова).
  3. Злословие и клевета не имели бы такой силы если бы глупость не пролагала им пути. (А. Дюма).

2 группа.

  1. Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер).
  2. Даже простой материальный труд нельзя делать с любовью зная, что он делается напрасно. (Герцен).
  3. Основное зло нашей жизни состоит в том что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку. (М. Пришвин).

3 группа.

  1. Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. (Пифагор).
  2. Он знал, где лежит дорога к человеческому благородству и оставил все приметы этой дороги.
  3. Жизнь устроена так искусно, что не умея ненавидеть невозможно искренне любить. (М. Горький).

— Проверка.

Мы успешно прошли последнее препятствие. На выходе из лабиринта вас ждет домашнее задание.

5. Домашнее задание

(Флипчарт № 7).

Мини-сочинение на тему: «Настоящий друг — это…», используя разные виды придаточных предложений.

6. Подведение итога

Обобщив и систематизировав знания о видах придаточных, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь. А теперь оценим ваши знания. Помните: «По труду и честь». Слово экспертам.

7. Рефлексия

(Флипчарт № 8).

  1. Довольны ли вы своей работой на уроке?
  2. В чем затруднялись?
  3. Что для вас было самым интересным?

8. Круг «От сердца к сердцу»

Цитатой нашего урока были слова: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (Слайд № 8)

— Что такое внутреннее богатство? Каким должен быть внутренне богатый человек? (Ответы учащихся). Воспитывайте в себе эти качества, чтобы стать внутренне богатым человеком. Внутреннее богатство — это внутренняя красота человека.

Закончим урок словами Н. Заболоцкого: (Слайд № 9)

  • А если так, то что есть красота
    И почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

Желаю, чтобы в вас всегда мерцал огонь внутренней красоты. Спасибо за урок! (Слайд № 10)

Категория: