Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

О психолого-педагогических аспектах дистанционного обучения в условиях трансформации общества

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Медьянова Мадина Сарсенбаевна, магистрант Университета Туран-Астана, г. Нур-Султан, Казахстан
Научный руководитель: Баубекова Гульзамира Джураевна, д. п. н., профессор Университета Туран-Астана, г. Нур-Султан, Казахстан
О психолого-педагогических аспектах дистанционного обучения в условиях трасформации общества

Аннотация

В статье определены психолого-педагогические аспекты использования компьютерных технологий, дистанционного обучения в высшем образовании Казахстана.

Автор подчеркивает, что при инновационном обучении системный подход к образовательному процессу должен выражаться в учете взаимосвязи усвоения концептуальных основ преподаваемого предмета с развитием личностных и индивидуально-психологических качеств личности. В рамках статьи выявлены принципы соблюдения конструкций лекционно-практических занятий в вузе.

Ключевые слова: цифровизация, компьютеризация, информатизация образования, компьютерное умение, компьютерные технологии, сетевые технологии.

Инновационное обучение должно способствовать формированию специалистов с критическим складом ума, способных анализировать ситуации, факты, искать и находить различные варианты решения исследуемой проблемы на основе разносторонних, глубоких знаний в исследуемой области, а также с учетом экологических, экономических последствий принимаемых решений.

При инновационном обучении системный подход к образовательному процессу должен выражаться в учете взаимосвязи усвоения концептуальных основ преподаваемого предмета с развитием личностных и индивидуально-психологических качеств и в ориентации на ценностно-потребностную сферу адекватно социализированной личности, осознающей возможные последствия своей профессиональной деятельности.

Вне всякого сомнения, онлайн-обучение — не просто долговременный тренд, а свершившийся факт нашей жизни с быстро растущим числом вовлеченных пользователей. Одновременно понятно, что переход на обучение в онлайне отнюдь не означает успешную цифровизацию образования. Пока это переход технологический, но не методологический. Сегодня у многих пользователей сложился стереотип, что онлайн-образование — это неизбежное скучание у компьютера, мучительные испытания для детей и семей.

Фундаментальным основанием развития современного общества является повсеместное проникновение сетевых технологий, изменивших все стороны человеческой деятельности, в том числе и систему образования. Сетевые технологии создали новую, быстро меняющуюся социокультурную среду жизни человека, в которой множество участников взаимодействуют между собой посредством огромного количества устройств, в том числе с «умным» функционалом, технологий и сервисов, где «цифра» из новых возможностей превратилась в новую среду обитания человека. Сетевые технологии, собственно, и явились основой технологической революции, ее драйвером, предоставив:

— беспрецедентные возможности для комфортной коммуникации, взаимодействия и совместной деятельности в удобное время, удобном месте, темпе и др.
— безграничные и удобные возможности получения любой информации и знания.

Виртуальный класс вряд ли заменит реальный в ближайшие годы и даже десятилетия. Но важно то, что учителя за последние два месяца работы прошли колоссальный путь, по-новому оценили свою роль в процессах учения и обучения, возможности новых технологий как в повседневной педагогической практике, так и стратегически, овладели первичными навыками цифровой грамотности.

Современный период развития образования характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов ( цифровизации) является компьютеризация образования.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в цифровое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Современное обучение, особенно в период пандемии, без компьютера и интернета уже немыслимо. Однако вместе с появлением опыта оналйн обучения возникли и дискуссии по поводу значимости и качества получения образования с помощью компьютера. Высказываются разные мнения. Сегодня преобладает точка зрения, что новые технологии обучения пока не могут быть самым решающим аспектом в изменении концептуальных основ преподавания. Они только способствуют этому, создавая новые возможности и делая более удобным и эффективным процесс обучения и воспитания.

Однако не нужно забывать, что центральное место в процессе обучения по-прежнему остается за педагогом. Именно ему предстоит принимать решения об использовании тех или иных технологий.

С точки зрения М. П. Шестакова, эффективность онлайн обучения может быть достигнута, если: а) сами технологии обучения будут представлены как системный метод проектирования — от целей до результатов обучения; б) информатизация обучения будет направлена на все его компоненты, а не только на внедрение: в) обучение будет ориентировано не только на специфику содержания учебного предмета, но и на развитие личности обучаемого [1].

По мнению М. П. Концевого, абстрактная дидактическая целесообразность обусловлена общезначимой дидактической ценностью информационных компьютерных технологий и основывается на очевидных достоинствах учебного компьютера, выявляемых в процессе обучения [2].

Первые шаги, связанные с внедрением в школу основ компьютерной технологии и ЭВМ были сделаны еще в 60-70 годах И. Н. Антиповым, А. А. Кузнецовым, В. С. Ледневым, В. М. Монаховым, Я. А. Ваграменко, Пейпертом, Б. Сендовым, И. Шварцбурдом и рядом других известных ученых. В 1985 году в учебный план отечественной общеобразовательной школы был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники». В связи с этим потребовалось создание специального методического и программного обеспечение. В разработке методической системы обучения информатике значительную роль сыграли работы таки ученых, как А. П. Ершова, В. М. Монахова, А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Г. Григорьева, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, В. Г. Разумовского, И. В. Роберт, А. Ю. Уварова и многих других. Эти работы можно рассматривать как первый этап информатизации школьного образования. Дальнейшая работа по решению этих проблем была направлена на реализацию всего комплекса вопросов, связанных с внедрением компьютеров в школу.

Серьезные успехи в области дистанционного обучения достигнуты в Республике Казахстан. Основные достижения связаны с именами А. А. Абылкасымовой, Б. Б. Баймуханова, Ж. А. Караева, С. Кариева, Е. Медеуова, Е. Ы. Бидайбекова, В. В. Гриншкуна и других.

Стратегическим направлением модернизации образования является переход от репродуктивного образования, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, к продуктивному, творчески-развивающему, ставящим главной целью овладение умениями, навыками и приёмами учебно-образовательной деятельности.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И. В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активности познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей;
  • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие различных видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  • формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;
  • подготовка пользователя компьютерными средствами;
  • осуществление профориентационной работы в области информатики [3].

XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века.

Первый вызов — экологический. Человечество хотя и осознало необходимость охраны окружающей среды и использования экологически безопасных технологий, но разработка природоохранных мероприятий и безвредных технологий пока существенно отстает от потребностей экосистемы.

Следующий вызов — демографический. Доля людских ресурсов экономически развитых стран в численности населения планеты продолжает уменьшаться, что не способствует повышению общего культурного уровня населения, которому и предстоит решать проблемы XXI века. Еще один вызов — социальный. Социальные проблемы обостряются. Для решения этих проблем наметились следующие тенденции. Первая тенденция — постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция — повышение культурного и профессионального уровня большинства граждан на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования.

Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.

Основным элементом учебного процесса становится компьютер, и обойтись без информационных компетенций не представляется возможным.

Обучаемые, имеющие навыки работы с компьютером используют его в качестве основного средства обучения. Преимущества такого метода обучения — высокое качество предъявления информации.

Школьник и студент в поисках информации обращается либо к учебнику, либо к компьютеру. При выводе готового результата используется ПК.

Изменение парадигмы образования влияет и на деятельность преподавателя. Выстраивается следующая системная линия.

Новые компьютерные технологии

Личностно-ориентированный подход

Познавательная самостоятельность

Данная линия связывает содержательную и процессуальную стороны обучения. Теоретическая база предметов и курсов не имеет большого смысла без их практического применения. Отсюда необходим иной подход к планированию практических заданий, обеспечению их целостности. Основная задача практических занятий — помочь обучаемым точнее понять изучаемый математический материал, установить взаимосвязь понятий, произвести визуализацию знаний, полученных на уроках и лекциях.

Для определения конструкций практических занятий требуется соблюдение следующих принципов:

• содержательного повтора;
• сравнения;
• полноты;
• инвариантности.

Реализация этих принципов, требует дополнительных временных рамок, возможно, стоит рассмотреть вопрос об увеличении доли практических занятий.

Для получения необходимого качества образовательного процесса следует расширить сложившееся представление об информационной культуре школьника и студента. Применение практико- ориентированной технологии, направленной на индивидуализацию обучения, есть одна из составляющих системы интеграции педагогической науки и информационных технологий. Их взаимодействие позволит качественно изменить образовательное пространство и предложить обществу
новые его возможности.

Организация и реализация этого процесса (компьютерной технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.

Дидактические принципы, или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам компьютерного обучения относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Список использованной литературы

1. Шестаков М. П. Теоретико-методическое обоснование процессов управления технической подготовкой спортсменов на основе компьютерного моделирования.- Москва, 1998. — с.17.
2. Концевой М. П. Виртуальный диалог в учебных мультиязычных коммуникациях/ — ГрГМУ, 2018.- c.34-35
3. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
4. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно — телекоммуникационные технологии в образовании 2002 г., с.47.
5. Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования в Казахстане. — Алматы: АГУ им. Абая, 1998.-27с.
6. Нижнева Н. Н., Нижнева-Ксенофонтова Н. Л. Креативная компонента образовательной парадигмы / Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XI Междунар. науч. практ. конф., Минск, 22 ноября 2017 г. — Том 7.— Мн.: БГУ. 2018. с. 44-54.
7. Баубекова Г. Д. О ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА.- Сб. статей Международной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА» (Волгоград, 28 апреля 2020 г.). — Стерлитамак: АМИ, 2020. — 178 с.

Категория: