Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок математики в 1 классе: «Связь действий сложения и вычитания. Состав чисел 2–5»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Першина Наталья Борисовна учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа №10 им. Н.К.Крупской» г. Петропавловск СКО

Урок математики в 1 классе: «Связь действий сложения и вычитания. Состав чисел 2–5»

Задачи:

  • показать детям взаимосвязь между сложением и вычитанием, учить составлять четвёрки примеров;
  • закрепить знание состава чисел 2–5;
  • воспитывать интерес к математике

Оборудование: карточки с цифрами, знаками, счётные вееры, геометрические фигуры, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент

Один, два, три, четыре, пять,
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться!

2. Интеллектуальная разминка

— Куда несут посылки?
— Что чистят дважды в день?
— Слуховой аппарат человека-это
— Какое сегодня число?
— Какая Медведица живёт на небе?
— Кто развалил теремок?
— Какую рыбу поймал Емеля?

3. Устный счёт

3.1. Задача в стихах

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера 7 штук конфет.
Съел аж 2 конфеты внук
Сколько же осталось штук? (5)

— Полезны ли конфеты? (нет, от них болят зубы)

3.2. Счёт от 5 до 12, от 17 до 8, от 10 до 20, по 2 от 2 до 14, по 5 от 5 до 25, по 10 от 10 до 60 (дети считают хором, по одному)

3.3. Игра «Заселяем домики»

(К доске выходят по 2 ученика, заселяют домики с числами 3,4,5). Пока идёт работа в парах, остальные решают логические задачи.

3.4. Логические задачи

— По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка, шмель.

Сколько птиц летело? (3)

— На тарелке лежало 6 пирожных, 2 из них разрезали пополам.

Сколько пирожных стало? (6)

— Ребята, проверим работу в парах (дети рассказывают о составе чисел 3, 4, 5)

3.5. Игра «Молчанка»

(ответы дети показывают при помощи счётных вееров)

  • первое слагаемое — 2, второе слагаемое — 4. Значение суммы…(6)
  • 8 уменьшить на 3 (5)
  • уменьшаемое — 10, вычитаемое — 6. Значение разности…(4)
  • 2 увеличить на 8 (10)
  • найти разность чисел 6 и 5 (1)
  • показать соседей числа 15 (14 и 16)
  • показать предшествующее число числу 20 (19)
  • показать последующее число числу 9 (10)

4. Изучение нового материала

4.1. Игра «Числа-перебежчики»

К доске выходят 3 команды по 5 человек, им выдаются карточки с числами и знаками.
— Составьте равенства на сложение (карточки в руках)

2+1=3    2+3=5    1+3=4

— Нужно числам «перебежать» так, чтобы получились другие равенства

1+2=3    3+2=5    3+1=4

— Каким правилом мы пользовались? (о перестановке мест слагаемых)

4.2. Работа в тетрадях на печатной основе с.42 № 2

Вспомним, с какими числами работала 2-я команда, какие равенства они составили, запишем в тетрадях и на доске:

2+3=5    3+2=5

— А теперь, используя эти числа, составьте равенства на вычитание:

5–2=3    5–3=2

— Какие числа мы использовали, какие знаки? Мы составили 4 верных равенства (4-ки примеров), зная состав числа 5.

5. Физминутка (интерактивная доска)

6. Работа над изученным материалом

6.1.Геометрический материал

(на доске круг с числом 1, треугольник с числом 3, квадрат с числом 4)

— Назовите геометрические фигуры, почему так назвали треугольник и квадрат?

— Назовите фигуру с наибольшим числом (квадрат). Используя эти три числа (1,3,4), составим 4 равенства (работа у доски и в тетрадях)

1+3=4    4–3=1
3+1=4    4–1=3

6.2. Физминутка

Написать подбородком в воздухе числа от 1 до 5

6.3. Работа в тетрадях с.42 № 3

Письмо цифр 1 2 3 4 5, 5 4 3 2 1.

— В каком порядке расположены числа?

6.4. Работа по учебнику

с.52 задание № 4. Назвать адреса жильцов

6.5. Работа над составом чисел

(самостоятельно в тетрадях с.42 № 4), проверить какие кораблики не раскрасили?

7. Итог урока

Сегодня на уроке мы научились:

  • составлять 4-ки примеров на основе связи действий сложения и вычитания,
  • зная состав числа, можно составить 4-ку примеров.
Категория: