5 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Родной очаг

VI Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателейПятый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей Второй международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Кузурман Л.В. воспитатель областной школы-интернат для детей-сирот

Реквизиты:

Левая часть сцены. Изображение избы; иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб; балалайка, ложки, трещотка (на стене); лавка с подзорами, изображение печи; стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные; гребень, рубель; иконы на фоне вышитого полотенца.

Правая часть сцены. Круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра; виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт; надпись:

    «Мир полон радости и счастья,
    Но край родной милей всего.
    И так прекрасно возвращаться
    Под крышу дома своего».

Используются национальные костюмы казахского и русского народов.

Музыкальное оформление: зарисовка «Русский напев», «Степь» Курмангазы, коллекция из караоке: «В низенькой светёлке», «Под крышей дома своего».

Видеозапись: виды уголков природы (степь, озёра, леса, горы, луг).

Заранее проводится экскурсия в краеведческий музей.

Тема: «Жилище»

Ведущий 1:

— Здравствуйте, дорогие друзья! Все мы знаем, что 2003 год был объявлен годом Казахстана в России. И чем дальше во времени отодвигается от нас тот торжественный момент, когда в Москве два президента, Казахстана и России, объявили год Казахстана в России, тем яснее становится, что тема дружбы и согласия поистине неисчерпаема. Подтверждением тому служит факт, что 2004 год объявлен годом Казахстана в России. В наших странах, особенно в приграничье, люди прекрасно знают друг о друге, с удовольствием отмечают общие праздники, ездят в гости друг к другу.

Ведущий 2:

Да, ребята, Казахстан — это наша Родина, наш общий дом. Но у каждого человека есть и свой дом. Он может быть маленьким или большим, просторным или тесным, но это ваш дом. И когда у Вас будет свой дом, научитесь любить его.

Музыка «В низенькой светёлке».

Ведущий 2: Посмотрите на свой дом. Действительно ли Вам нравится в нём жить? Тепло ли Вам? Уютно ли? Пусть загорается в нём свет тепла, здоровья, счастья и взаимопонимания.

— Ну, с чего же всё начиналось?

Русский человек заходил в избу, а казах — в юрту.

Давайте потихоньку заглянем в крестьянскую избу. Посмотрите, ребята, все жилища, а в частности изба, представляют собой соединение трёх космических сил. Вы спросите, что это за силы?

— Небо

— Внутренний мир

— Земля.

Окна — это глаза. Образ коня на крыше — это солнце, символ света и тепла.

Итак, возьмёмся за ручку двери и откроем избу.

Ведущий 1: — Но, подождите, нам сейчас очень пригодятся Ваши воспоминания об экскурсии. Готовы?

Галя (девушка в национальном русском костюме с поклоном): — Милости просим, люди добрые!

Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. А главное место занимает у нас печь — добродетель матушка.

Вопрос: Почему печь называют добродетель — матушка?

Дети: Обогревает, кормит, усыпляет — это добро.

Ведущий 2: Ребята, печь — это какое-то таинство, чудодействие. Сейчас Вы должны вспомнить особенности приготовления пищи в русской печи, т. е. какое — это чудодействие.

Ребята: Еда в печи томилась, т. е. не кипела, не бурлила. При этом все витамины сохранялись. Еда была вкусной, питательной.

Галя: В современном обществе я видела много приборов: миксеры, тостеры, микроволновые печи. А что стоит возле моей печи?

Дети: Ухват, лопата, кочерга.

Показ посуды.

Галя: Мой любимый чугунок, какие щи в нём томятся. А этот кувшинчик я сама расписала; что видела за окном, то и нарисовала. У меня ещё есть много крынок, они со сметаной и маслом в погребах стоят.

Лиза: Когда гости приходили, они проходили к священному месту.

Ведущий 1: Вопрос: что это за место и что в нём можно увидеть?

Дети: Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. (Лиза показывает).

Ведущий 1: Кого ещё усаживали у священного места, это было как благословение в торжественный день?

Ребята: Жениха и невесту благословляли на счастливую, крепкую жизнь, усаживая близ " красного угла».

Посмотрите, ребята, вокруг стоят деревянные лавки, стол, стены в избе тоже из дерева.

Ведущий 2: Дерево на протяжении всей жизни сопровождало человека — это верный спутник человека. Дерево очень долго обрабатывалось и готовилось хозяином заранее. (Идёт демонстрация экспонатов из музея: лопата, гребень, рубель.)

Звучит «Русский напев». Девушки вышивают.

Мальчик-казах: (бежит с приветствием гостей, звучит «Степь» Курмангазы.)

Денис: С радостью приглашаю Вас в юрту.

Только что я вместе с друзьями, родственниками поставили юрту. В начале установили кереге, плотно связав их, чтобы эти стены не упали, а потом подняли шанырак.

Ведущий 2: Итак, что обозначает слово «шанырак»?

Дети: Это верхняя часть юрты, обозначает «дом», «очаг», «семья». Сделан шанырак из дерева и устанавливается в центре юрты.

Ведущий 2: Основная часть юрты, шанырак, передавался от отца к сыну.

Денис: Сейчас холодает, мы обтянули юрту тёплым войлоком — киизом. Ну, что ж, хочу показать Вам свою юрту изнутри. Добро пожаловать!.

Люба, девушка в национальной казахской одежде: Проходите, гости, в нашу юрту. Посмотрите, в юрте на стенах висят ковры — тускиизы. А на полу, чтобы не было холодно, лежат текемет и алаша — дорожки ручной работы. В юрте справа женская половина, слева мужская. Так уж заведено предками.

Ведущий 1: Вспомните, ребята, что находится в женской половине юрты?

Дети: Одежда, украшения, посуда.

Люба: Какая посуда мне нужна будет для встречи гостей?

Дети:
посуда для молока;
кесе — пиала;
ожау — поварёшка;
деревянная чашка.
большое блюдо.

Ведущий 2: Посмотрите, вся посуда была деревянная. Почему?

Дети: Потому что дерево было дешёвым и доступным материалом и при частых переездах не разбивалось.

Ведущий 1: Кесе или пиала. Форма открытая, удобная. Чем же удобна форма?

Дети: Горячие напитки при такой обширной площади быстрее охлаждаются — знания из физики. Я пила из пиалы, действительно очень удобная форма посуды.

Ведущий 2: Какой у Вас красивый сундук!

Надя: Сундук с одеялами и подушками — абдыра. Он украшен узорами. (Название казахских узоров).

Посуда, одежда, ковры, украшения…

Какой основной узор мы используем в оформлении этих предметов?

Дети: Узор «бараний рог» — это изображение рогов барана.

Ведущий 1: Ещё использовались орнаменты, которые напоминали:

— бутон цветка
— крыло птицы
— бабочку
— копыто
— кость
— горбы верблюда.

Денис: А какой джигит с малых лет не мечтает об охоте!

Ребята: А в музее мы видели большого беркута, обучённого охоте на животных. Беркут жил в юрте вместе с людьми.

Ведущий 2: Экскурсия представила нам огромную коллекцию уникальных предметов мужской половины — мужской части юрты. Что это за предметы?

Дети: камча (плеть)

обувь — (етык — сапог)

масі — женская обувь, женская одежда — камзолы, шапан — халат, кожаные изделия; пояса, куйлек — рубашка, сумки.

Люба: Шай дайын (чай готов).

Галя: А вот и стол наш накрыт, просим к столу.

Лиза: Так протянем же руки дружбы и сядем все за общий стол.

Люба: Цвети Земля,

    Живи страна,
    И люди улыбнитесь!

Дети берутся за руки, выносят каравай, конфеты, баурсаки. Музыка «Под крышей дома твоего» (исполняется песня).

Люба: Пусть наша чашка чая усиливает дух народов, смягчает сердце, удалит усталость, пробудит мысль, и широко распахнутся два крыла нашей дружбы!