Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Нетрадиционная форма проведения урока по предмету «Основы экономики»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Берген Елена Владимировна, преподаватель экономических дисциплин первой категории, стаж 14 лет, КГКП Петропавловский строительно-экономический колледж, г. Петропавловск

Берген Елена Владимировна

Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». Нетрадиционная форма проведения уроков — это тот «ключик» к познанию, где можно использовать все богатство различных приемов и методов обучения. Особенно актуальным является игровой момент, соревнования команд. К таким урокам можно отнести урок-конкурс, урок-конференцию. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

Главное, чтобы у учащихся после проведенных уроков возник мотив к изучению экономических дисциплин, и они решили для себя, что «мне это интересно», «мне это нужно», «я это могу и сделаю», «я выбрал ту профессию, от которой я получаю удовольствие». Предлагаю вам план нетрадиционного урока по предмету «Основы экономики», который является завершающим по данному курсу.

План урока-конкурса по предмету: «Основы экономики»

Тема урока: Экономика в нашей жизни

Цель урока: проверить, обобщить и закрепить знания по основам экономики

Задачи урока:

А) Образовательная: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по основам экономики
Б) Развивающая: Развитие экономической и информационной компетентности у учащихся, формирование умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных решений, стимулировать учебно-познавательную активность путем постановки проблемных ситуаций и методов интеллектуальной и исследовательской деятельности, умению оценивать, анализировать, делать выводы, содействовать развитию коммуникативных умений учащихся, развитие ораторских способностей, умению отстаивать свое мнение перед оппонентом.
В) Воспитательная: Активизировать познавательную деятельность учащихся к изучению основ экономки, воспитание инициативы, самостоятельности, профессионализма, умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, чувства ответственности, взаимопомощи.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-конкурс

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный, деловой игры

Виды самостоятельной работы на уроке: работа с понятиями, схемой, тестовые задания, решение задачи и проблемных ситуаций, самоанализ.

Методическое обеспечение урока: слайды, карточки, плакаты «Дерево знаний» и «Осенний сад», стикеры

Технические средства обучения: электронная доска, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи: экономическая информатика и информационные технологии, математика, политология

Структура урока

I. Вводно-мотивационный этап

1. Приветствие, отметка отсутствующих
2. Сообщение темы и цели урока

Тема урока: Экономика в нашей жизни.

Цель повторительно-обобщающего урока: проверить, обобщить и закрепить знания по основам экономики.

Девиз нашего урока:

«Если я знаю, что знаю мало,
Я добьюсь того, чтобы знать больше»

План урока:
1. Тестирование
2. Выполнение конкурсных заданий
3. Подведение итогов

Перед вами слова нашего Президента:
«Экономическая безграмотность становится сильнейшим тормозом на пути развития рыночных отношений»
Н. А. Назарбаев

Мотивация «Осенний сад»

У вас на столах листочки желтого и зеленого цвета. На листках зеленого цвета напишите свои ожидания от урока, а листах желтого цвета свои опасения, тревогу.

II. Актуализация опорных знаний

Метод: тестирование

Учащимся предлагаются разноуровневые тестовые задания по темам курса.

III. Этап закрепления и обобщения

1.Разминка

1. Что нужно иметь для получения дивиденда? (Акция)
2. Обесценивание денег — это...? (Инфляция)
3. Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них...(Договоры)
4. Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши...(В банке)
5. Обязан деньги ты вложить, чтоб производство запустить,
и чтобы прибыль получал, первоначальный нужен... (Капитал)
6. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Она срочно в банк бежит,
Деньги положить на... (Депозит)

2. Ситуация — упражнение

— ТОО фирма «Азимут» предлагает жителям города и области огромный ассортимент аудио-, видео, бытовой и офисной техники, по весьма выгодным ценам. Ассортимент товаров постоянно растет и обновляется, количество предлагаемых моделей превышает 3000 наименований. Товар для реализации приобретается сертифицированный, удовлетворяющий спрос потребителя и по цене согласно договоров. Увеличение реализации продукции говорит о том, что предприятие за последние годы заключило выгодные договора с постоянными покупателями и еще больше расширило каналы сбыта товара. В 2013 году по сравнению с 2012 годом объем реализации увеличился на 24,5%. В связи с расширением деятельности предприятия численность работников увеличилась ежегодно. Широкий ассортимент позволяет полнее удовлетворить запросы покупателя, а, следовательно, увеличатся товарооборот и доходы предприятия. Регулярно проводимые рекламные акции (праздничные скидки, розыгрыши призов, и т. п.) делают покупки ещё более приятными.

— Какие экономические термины вы заметили в этом тексте? Посовещавшись в команде, вы отмечаете маркерами на листочке эти термины. Кто больше их напишет и быстрее.

3. «Объедини общим термином»

Участники должны перечисляемые слова объединить общим экономическим термином.

1 команда Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (Банк)
2 команда Товар, информация, покупатель (Реклама)

1 команда Свободно-конвертируемая, частично-конвертируемая, неконвертируемая (Валюта)
2 команда Товар, страна, вывоз (Экспорт)

1 команда Товар, стоимость, деньги (Цена)
2 команда Товар, покупатель, продавец (Рынок)

4. Конкурс капитанов

Капитан каждой команды представляет собой эссе по теме: «Нажить много денег — храбрость; сохранить — мудрость, а умело расходовать — искусство»

5. «Эрудит»

Вопросы поочередно задаются командам:

1 команда
1. Президент страны Н. А. Назарбаев сказал: «Мы правильно шли все годы по формуле «Сначала экономика — потом политика». Почему экономике страны уделяется первоочередное внимание?
2. Какие Программы. Индустриально-инновационного развития будут реализованы в Казахстане?
3. Что такое монополия? Нужна ли обществу монополия?
4. Верна ли с экономической точки «Что без денег, человек бездельник».
5. Организация — это сложная, открытая система. Докажите.
6. Конкуренция — есть важный элемент рыночной, командной или традиционной экономики?

2 команда
1. «Наш малый и средний бизнес получил бурное развитие. Сотни тысяч людей будут открывать. Почему Президент страны отдает предпочтение малому и среднему бизнесу?
2. Согласно программе Индустриально-инновационного развития Казахстана, какие прорывные проекты будут предложены в СКО, т. е., что у нас задумано построить?
3. Что такое деньги? Нужны ли обществу деньги?
4. Верна ли с экономической точки зрения пословица «У денег нет хозяина»
5. Конкуренция — это стимул свободного предпринимательства. Докажите.
6. Централизованное планирование — это важнейший элемент рыночной, командной или традиционной экономики?

6. «Кредо предпринимательской деятельности»

Вам необходимо вставить пропущенные слова.

Даны слова для справок: арендованные, коммерческий успех, страх, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.

1 команда:

Кредо предпринимательской деятельности — __ком. успех, поскольку предприниматель всегда действует на свой _страх____ и _риск___ и на него ложатся все последствия и _результаты _ деятельности.

2 команда:

При этом предприниматель не обязательно _собственник, в первую очередь — это _организатор производства. Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в _долг_ или _арендованные

7. Игра слов — «Экономический процесс»

Составьте цепочку, показывающий реальный экономический процесс.

Перед вами слова: ДЕНЬГИ, ЗАТРАТЫ, СТАНКИ, ПРИБЫЛЬ, РАБОЧИЕ, СЫРЬЕ, ВЫРУЧКА, ТОВАРЫ. Начните с денег и расставьте в последовательности слова так, чтобы получился экономический процесс.

(ДЕНЬГИ — РАБОЧИЕ — СЫРЬЕ — СТАНКИ — ТОВАРЫ — ВЫРУЧКА — ЗАТРАТЫ — ПРИБЫЛЬ).

8. «Моя фирма» (домашнее задание)

Необходимо было составить слайды по открытию своей фирмы, обосновать этот выбор и рассказать о трудностях и перспективах.

9. «Твое решение»

1 команда Ваше предприятие на грани банкротства. Какие экстренные меры вы будите предпринимать?

2 команда Вам необходимо получить кредит. Как убедить банк в надежности вашего предприятия?

1 команда Ваше предприятие получило 30 млн. тенге прибыли. Как ей распорядитесь?

2 команда Вы завезли партию компьютеров. Как организовать ее реализацию?

10. «Найди ошибку»

Перед вами схема «Типы экономических систем». Найдите ошибку, которая допущена в этой схеме.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

1. Рефлексия: тренинг «Свободный микрофон?»

— Какие знания, умения и навыки помогли вам победить?

— Какие недочеты в работе или поведении помешали достичь победы?

— Что вызвало наибольшую трудность в работе?

2. Карта самоконтроля учащихся и ее заполнение

КАРТА самоконтроля учащихся
Ваша оценка деятельности на уроке команды
Оценка собственной работы на уроке
Оценка организации урока
Чтобы вы изменили в организации урока

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

«Знания — это великая сила.
Они открывают путь к известности,
славе, достатку и благополучию».
Н. А. Назарбаев

Категория: