Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Научное общество учащихся как фактор реализации проектной деятельности в интеграции школьных предметов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Анаисова Людмила Валентиновна учитель географии и биологии, Сагитова Маржан Маратовна учитель истории и религиоведения ФСОШ № 1, Теректинского района ЗКО

Современное образование верное старым, еще советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. Актуальным вопросом на сегодняшний день перед школьниками стоит проблема получения новых знаний, на практике опираясь на собственный жизненный опыт, выявлять проблему, находить способы ее решения и применять на практике полученные теоретические знания. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, имеется необходимость успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, что является основой социальной успешности. Все эти задачи стоят перед современной школой. В нашей Федоровской общей средней общеобразовательной школе № 1 организовано Научное общество учащихся (НОУ) которое работает по следующим направлениям:

Научное общество учащихся как фактор реализации проектной деятельности в интеграции школьных предметов

Основную роль в организации научно-практической деятельности учащихся играет учитель. В роли организатора научно-практической и исследовательской деятельности он перестает быть единственным источником знаний. Являясь наставником детям, он подсказывает пути поиска необходимой информации и опыта. Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развитие детей. Например, если учитель хочет развить у ребенка аналитические способности, критическое мышление, различные способы освоения логического восприятия и обработки информации, то для этого в большей степени подходят исследовательские проекты. Умение анализировать тексты, использовать тексты из различных источников, сбор и оформление информации, то для этого лучше всего подойдет информационный проект. Самым распространенным является творческий проект, который позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Очень актуальным на сегодняшний день, являются бизнесс-проекты. Творчески работающие учащиеся совершенствуют уже имеющиеся знания приобретают новые, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не оценка, поставленная учителем, а реальная жизнь. Оценка лишь фиксирует фактическое положение дел. Так, ребята занимаясь в НОУ секции краеведение под руководством Сагитовой М.М. и в НОУ секции экологии под руководством Анаисовой Л.В. черпают свои материалы для подготовки проектов в летних и зимних экспедициях, походах, экскурсиях по родному краю, проходящих в рамках республиканских программ: «Моя Родина — Казахстан», «Атамекен», «Жаик-Урал», «Зеленый Парус» и др. Наши ученики за три года работы НОУ являются призерами районных, областных, республиканских и международных конкурсов, слетов, конференций.

Так, нашими учащимися были реализованы исследовательские проекты:

«Берега мечты» — I место в ЗКО, II место в РК — ученица 10 класса Аймагамбетова Мадина; «Экономическое развитие села Федоровка» — III место, ученица 10 класса Марленова Дина, «Ветераны ВОВ с. Федоровка» — ученица 7 класса Аверина Александра, бизнес-проект «Разработка экологической тропы по урочищу Амангельды» — I место в международной научно-практической конференции: «Отечество» — ученица 11 класса Акжигитова Полина; «Дорогу осилит идущий» — ученик 7 класса Журавский Дмитрий.

Проект для ученика — средство самореализации. Потребность в самопознании и самореализации — важнейшая в подростковом возрасте потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой деятельности. Поэтому работа над проектом от замысла до итога ценна для подростка лишь постольку, поскольку дает ему возможность проявить себя во всем своеобразии и неповторимости. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более личностно значимыми будут его цель и результат.

Для учителя учебный проект — это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить то, что НОУ в школе — это своеобразная проектная мастерская, которая помогает учащимся обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста создает творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в школе.