Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Научная работа по самопознанию: «Детский контактный зоопарк в Астане»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Прохорчик Эриданна Сергеевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Миркина Юлия Юрьевна ученица 2 «Б» класса Школы-гимназии № 22 г. Астаны

Прохорчик Э.С., Миркина Ю.Ю.

Пояснительная записка

Целью научной работы является проектирование детского контактного зоопарка и необходимость его создания в Астане. Актуальность состоит в том, что при наличии многих развлекательных комплексов в нашей столице и небольшого террариума в центральном парке, есть необходимость в нашем проекте. Девизом работы является: «Отдыхать полезно!» Научная работа, выполненная учителем и учеником, может являться примером индивидуальной работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение — 3
1 глава. Проектирование детского контактного зоопарка в Астане: цель и задачи. — 4
1. Контактный зоопарк в других странах мира. — 5
2. Четвероногие целители в Казахстане — 6
3. Содержание животных, и безопасность посетителей. — 7
2 глава. Перспективы развития детского контактного зоопарка — 8
1. Зооуроки, кружки, конкурсы, уроки самопознания — 9
2. Практическая часть: опрос, мониторинг, работа над макетом. −10
Приложение
Заключение — 13
Список использованной литературы — 14

Введение

Посещение зоопарка — одно из любимых мест времяпровождения детей. Но зачастую мы видим на вольерах таблички: «руками не трогать» или «животных не кормить». В контактном же зоопарке в этом заключается главная изюминка, где имеется возможность не только протянуть руку с лакомством для животного; но и войти в вольер, провести с животным столько времени, сколько захочется, изучал его характер и повадки.

Актуальность данного проекта состоит в том, что при наличии многих развлекательных комплексов в нашей столице и маленького террариума в центральном парке есть необходимость в нашем проекте, где девизом работы является: «Отдыхай полезно!». Прямое взаимодействие с обитателями зоопарка благоприятно влияют на психику и морально-этическое воспитание ребёнка. Играл с животными, дети успокаиваются наряду с современными технологиями: общение с компьютером или машинами — автоматами. Также обучаются бережному отношению к окружающей природе, в детях воспитываются чувства сочувствия и гуманности, что сегодня не хватает в современном поколении.

Целью работы является проектирование детского контактного зоопарка и необходимость его создания в Астане. Такой зоопарк восполнит пробелы в развитии детей, растущих в условиях большого города, где недостаток или полное отсутствие живого общения с природным миром является серьёзной проблемой.

Задачи проекта:

1) показать необходимость такого контактного зоопарка для решения психологических и нравственных проблем в воспитании детей;
2) исследование опыта других стран;
3) создание макета для наглядного материала

Решением этих задач послужило посещение контактных зоопарков в российских городах Челябинск и Магнитогорск, изучение необходимой литературы, беседа с детским врачом невропатологом, общение с одноклассниками. Отсюда и был создан проект и макет детского контактного зоопарка в Астане. Животные будут содержаться в домашних условиях, где каждый посетитель может не только любоваться повадками животных, но и внести свой вклад в их жизнь — ухаживая за ними.

Исходя из этого можно сказать, что общение с животными для детей будет абсолютно безопасно, даже наоборот очень полезно. А взрослым посещение зоопарка будет приносить снятие стресса и дополнительные положительные эмоции. Что очень важно, учитывая динамику современной жизни.

Глава 1. Проектирование детского контактного зоопарка в Астане

Контактный зоопарк — очень интересный проект. В первую очередь он направлен на прямое общение с животными. Это специально приученные разнообразные животные, с ними можно познакомиться, погладить, поиграть и сфотографироваться. Этот мини- зоопарк необходимо создать для того, чтобы ребенок, без угрозы для своей безопасности смог общаться с животными.

В программе Н.А.Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана!» Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда говорится: «Есть богатый зарубежный опыт моделирования культурной жизни агломераций и мегаполисов развитых стран Европы, Америки, Азии — публичные велосипедные демонстрации, массовые шахматные турниры, городские марафоны, конкурсы национальных видов спорта, карнавалы театров, детские турниры и многие другие, в общем-то, малозатратные мероприятия. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Н.А.Назарбаева, (пор.18.)

Так вот и надо воспользоваться опытом и дать возможность нам напрямую общаться с животными. Ведь многие современные дети и не догадываются, как живёт на самом деле коровка и какие у неё добрые глаза, какая мягкая шерсть у козочки, и почему кролики такие доверчивые?!

Проектирование детского контактного зоопарка в Астане — является главной целью работы. Такой зоопарк восполнит пробелы в развитии детей в нравственном воспитании. Для этого мной были поставленные следующие задачи:

1) Показать необходимость такого зоопарка;
2) Исследование опыта других стран;
3) Создание макета.

Работая над проектом — я решила две задачи. Переняла опыт, побывав в Российских городах Челябинске и Магнитогорске. Посетила такие зоопарки и захотела, чтобы в нашем любимом городе тоже был контактный зоопарк. Построила макет, где показала, как примерно всё должно быть.

I. 1. Контактный зоопарк в других странах мира

Челябинский зоопарк был организован в 1997 году. Его главная идея в том, чтобы дети могли приобретать навыки общения с домашними и экзотическими животными: козочками, кроликами, ежами, черепахи, курами и другими животными. Территория украшена искусственным водоёмом, деревянными манежами, сказочным домиком бабы Яги, красивыми клумбами — всё это создаёт приятную атмосферу. Это самое любимое место отдыха семей с маленькими детьми. Такие зоопарки есть в Чехии их всего 16. В Российских городах, Челябинск и Магнитогорск, существуют зоопарки «Теремок», «Дворник». А зоопарки Чехии считаются одними из лучших в Европе. В них проводят образовательные программы для взрослых и детей, ночные прогулки, публичные кормления и другие интересные мероприятия. В парке наукограда Кольцово (Новосибирская область) работает детский контактный зоопарк, где живут телёнок, ослица, овечка, козлы, кролики, курицы, китайские петухи, индюки и даже сокол. Состав животных пополняется. Планируется завести ручных лисиц. Птицы и звери дружелюбно относятся к посетителям, и к друг другу. Вот и можно перенимать опыт, сотрудничать с этими зоопарками и открыть такой детский контактный зоопарк в нашей столице Астане. Наряду с разными развлекательными комплексами, такие как «Mega», «Аружан», «Азияпарк», «Думан» будет существовать прекрасное учреждение, которое только позитивно будет влиять на психику и нравственное развитие ребёнка. Если в «Думане» мы наблюдаем развлекательное шоу — кормление акул, то почему тоже самим посетителям нельзя гладить и кормить таких животных как кролики, козочки, черепахи, овечки и другие конечно, в Астане существуют небольшой террариум или зоопарк. Там находятся разные животные: пауки и кролики, тараканы и обезьяны. Но опять таки мы видим таблички, «руками не трогать», «животных не кормить». Да и состояние этого зоопарка желает лучшего! Так вот, есть необходимость построить детский контактный зоопарк в Астане, в нашем новом цветущем городе, чтобы удивлялись все страны мира о современности нашего города и столицы!

I. 2. Четвероногие целители в Казахстане

Беседуя на данную тему со взрослыми: родителями, учителями мне рассказали о том, что животные являются хорошими «психологами» и целителями. Такие факты мы нашли в газете «Караван»: в Усть-Каменогорске существует центр иппотерапии для детей с диагнозом — «детский церебральный паралич» (ДЦП). Общение с животными — верховая езда вместо инвалидного кресла, объятия с лошадью, покормить со своих рук — приводит к колоссальным изменениям в развитии детей. Замкнутые малыши начинают разговаривать, пугливые перестают бояться, пассивные учатся радоваться и выражать эмоции, неподвижные — двигаться. А в Карагандинском доме-интернате для престарелых и инвалидов прошла благотворительная акция, в которой приняли участие работники зоопарка и братья наши меньшие. К ним пришли в гости: макака Марго, паук — птицеед, хорек Кастро, королевский питон и другие животные. От этой встречи пожилые люди получили большую пользу — это познавательный и позитивные процесс. Так почему же не сделать общение с животными доступным для всех людей. Покормить миленьких зверюшек приятно и взрослым. Прогулки по контактному зоопарку можно использовать как средство против стресса или депрессии.

I. 3. Содержание животных

Посетив зоопарки российских городов я сделала следующие выводы о содержании животных. Животные подбираются, исключая агрессию. Но стоит помнить, что даже самое безобидное животное может представлять угрозу для малышей: до 3-х лет желательно взять на руки. Дежурный сотрудник зоопарка проводят инструктаж, даёт советы или рассказывает о животных. Также в контактном зоопарке необходим дежурный врач или санитар, на случай царапин или ушибов, чтобы грамотно оказать медицинскую помощь. Обязательно среди сотрудников зоопарка необходим и ветеринарный врач для оказания медицинской помощи животным, для контроля рациона питания этих питомцев.

С животными можно фотографироваться, для этого фотограф зоопарка предлагает свои услуги согласно внутреннему регламенту зоопарка, соблюдая общественный порядок. Ведь животные могут пугаться фотовспышек и видеокамер. За этим будут следить экскурсоводы, которые находятся вместе с посетителями зоопарка.

Содержание животных требует немало финансовых затрат. Поэтому будет предоставлена возможность взять шефство всем желающим над отдельными животными. И дети наших школ, посещая зоопарк будут наблюдать за своими «Подопечными».

В целях соблюдения безопасности на вольерах будут установлены таблички с надписями, предупреждающие об угрозах для посетителей. Их необходимо читать и соблюдать данные советы.

Для желающих покормить животных будет предоставлен специальный корм, т.к. еда принесённая посетителями не всегда может быть полезна или подходить для животных. Это может привести к гибели или отравлению питомцев зоопарка. Продажа билетов, корма, фотографии принесёт доход зоопарку, на который будут содержаться животные.

Полный контроль и уход за животными будет осуществлять ветеринарный врач. Он будет следить, и делать вакцинацию животным. Прививая животных, мы их обезопасили от разных инфекционных заболеваний.

В общем, аккуратное содержание животных и соблюдение простых правил безопасности сделает ваш поход в зоопарк приятным и безопасным. После того, как правила безопасного поведения в зоопарке будут усвоены и ребёнок научится общению с животными и уходу за нами — можно завести и домашнего питомца.

II глава. Перспективы развития детского контактного зоопарка

Вот мы и познакомились с проектом зоопарка, но на этом его развитие не останавливается. На базе это зоопарка можно открыть гостиницу для животных.

Когда хозяин уезжает, и животное не с кем оставить, он может на это время устроить животное в зоопарк, заплатив за его содержание. Или же, бывают случаи, когда у человека нет возможности держать животное дома, то он приносит его в зоопарк и продолжает за ним ухаживать здесь. Это даёт дополнительные средства нашему зоопарку.

Так же можно создать для животных такие условия, чтобы наш зоопарк работал не только в тёплое время года, но и в зимний период. Для этого необходимо обеспечить для животных тёплые вольеры. Это даёт возможность посещать зоопарк зимой, т.к. наверняка дети заходят дальше общаться и ухаживать за питомцами. Поэтому общение с животными прерываться не будет, и никто не будет скучать, ожидая тёплого времени года. Это очень важно!

II. 1. Зооуроки, уроки самопознания, кружки и конкурсы

В перспективе развития детского контактного зоопарка очень много различных мероприятий. Например, можно провести конкурсы на лучшие имена для питомцев зоопарка, на название самого зоопарка. Этим привлечь посетителей и гостей города. Также различные акции в помощь животным или «День открытых дверей у зверей». Эти акции принесут небольшой доход в помощь зоопарку. Сотрудничая со школами и детскими садами города, можно проводить зооуроки и уроки самопознания. У ребят будет возможность в реальности познакомиться с животными. Такое прямое взаимодействие с обитателями зоопарка благотворно влияет на психику и морально-этическое воспитание ребёнка. Кормя животных и играя с ними, ребята обучаются бережному отношению к окружающей природе, в них воспитывается сочувствие и доброта.

Для особых любителей природы будет открыт клуб юннатов, который будут вести специальные педагоги—экскурсоводы. Ребята будут изучать животных, наблюдать за ними, помогать ухаживать и шествовать.

Расширяя свой круг общения, можно делать выездные экскурсии в дома престарелых жителей или инвалидов. Такие благотворительные акции со специально прирученными животными принесут огромную пользу и радость, тем людям, которые ограничены в своих возможностях.

Используя фотографии животных, можно делать различные выставки, рисовать картины, участвовать в художественных выставках школы и города.

Такие перспективы развития детского контактного зоопарка привлекут посетителей и гостей города. Это повлияет на туристический климат в нашем городе и принесет определённый доход зоопарку для его содержания.

II. 2. Практическая часть

Работая над проектом, мне захотелось узнать: «знают ли вообще жители Астаны, что такое контактный зоопарк?»

Я решила провести опрос среди соседей и прохожих. Мною было опрошено десять человек разных возрастов:

1. Знаете ли вы, что такое контактный зоопарк?
2. Как вы относитесь к строительству и содержанию такого зоопарка в Астане?

На моё удивлению даже взрослые не могли ответить, что такое контактный зоопарк. Конечно, все знают всё о зоопарке. И с сожалением отвечали, что у нас вообще нет зоопарка, подобного столичному уровню. И поэтому, с радостью бы хотели видеть, как их дети посещают такой зоопарк, гладят животных и радуются общению с ними. Вот вам и подтверждение того, что люди столицы мечтают о контактном зоопарке!

На этом я не остановилась и решила получить консультацию об общении с животными у детского врача терапевта Жакыпбековой Раушан Омирбековны. При встрече с ней я рассказала о своём проекте и вот, что узнала:

— Раушан Омирбековна, нужен ли в Астане контактный зоопарк? Является ли это необходимостью?

— Безусловно, общение с животными благотворно скажется на внутреннем развитии и психики ребенка, на его душевном состоянии. И в наше современное время техники прямое общение с природой является необходимостью.

— Такой зоопарк полезен только для детей?

— Конечно же нет, ведь взрослые при виде животных становятся детьми. Или также приятно погладить и покормить зверушек. А значит, отвлечься отдых с пользой для всей семьи.

— А как бы вы назвали такой зоопарк?

— Я думаю, что «Доктор Айболит». Ведь в сказке все к нему приходили. А тут наоборот этот зоопарк для нас станет таким же добрым, отзывчивыми приятным, как Доктор Айболит.

В беседе с Раушан Омирбековной я еще больше убедилась о необходимости такого зоопарка!

А что же думают по этому поводу мои одноклассники. И я провела опрос в 1 «Б» классе. Вот, что я выяснила:

Вопросы

Кол-во уч-ся

Ответ «Да»

Знаете ли вы, что такое контактный зоопарк?

35

0

Хотели бы вы, чтобы такой зоопарк был у нас в Астане?

35

35

Хотели бы вы не только посещать животных, но и ухаживать за ними, кормить?

35

35

С какой радостью и желанием они отвечали мне на вопросы. Одноклассники ждут, что такой зоопарк появится у нас в городе. Отвечая на четвёртый вопрос: «Как бы вы назвали такой зоопарк?» Они придумывали разные интересные названия, веря, что этот зоопарк именно так и будет называться:

— Зоо Астана;

— Отличный;

— В мире животных;

— Красивый мир;

А вот какие я придумала названия:

— Страна Детства:

— Детский мир животных;

— Животный мир;

— Дружба;

— Страна Добра.

Можно объявить конкурс на самое лучшее название нашего зоопарка. А самое главное, мои одноклассники не остались равнодушными, и беседа получилась интересной.

Анализируя все мои беседы, я пришла к выводу, что в нашей столице — главном городе Казахстана, никто не смог ответить, что же такое контактный зоопарк. Так может быть и пора астанчанам проводить время с пользой под девизом «Отдыхай полезно!» Привлекая этим гостей города и туристов.

Работая над проектом, я разработала примерный макет контактного зоопарка. В макете я показала животных, которые могли бы находиться в зоопарке. Их вольеры, загоны, клетки, хоздомик, медицинский пункт, бутик с кормом, место для фотосъёмок, кормушки, растительность и многое другое. Конечно же, как уже было сказано выше, животным надо и тёплые помещения для зимовки. И не просто зимовки, а чтобы наш зоопарк работал круглый год. Поэтому этот проект имеет дальнейшее развитие и на этом не останавливается. И меня очень радует, что наша Астана станет первым городом Казахстана, где появился Детский контактный зоопарк!

Заключение

Контактный зоопарк — это прекрасная возможность пообщаться с животными, которых редко может увидеть городской житель. Кроме развлекательного значения, посещение такого зоопарка имеет важную просветительскую роль — ребёнок учится любить природу и бережно относиться к ней, учиться сопоставлять изображение животных в книжках с их видом в реальности, что развивает способности географии. Живое взаимодействие с обитателями зоопарка благотворно влияет на психику. И морально-этическое воспитание ребёнка. Кормя животных, играя с ними, малыши успокаиваются, радуют. Окружающей природе, воспитывается сочувствие и гуманность.

Анализируя опросы, проведённые с жителями Астаны: соседи, детский врач, одноклассники, ещё больше убедилась о необходимости создания детского контактного зоопарка в нашей молодой, расцветающей столице. Но почему, наряду с большими развлекательными комплексами, где всё звенит, гудит, играет, нет прекрасного тихого животного уголка?! Работая над этим проектом, изготовляя макет, я хочу доказать о необходимости и актуальности такого мира добра и дружбы! А летом обязательно посетить ещё раз в центральном перке наш террариум — зоопарк, чтобы посмотреть на животных, которых нельзя погладить и покормить с руки!

Список использованной литературы:

1. Гиффорд К., Голдемит М. «Современная детская энциклопедия». М. 2012. «Эксмо»
2. Энн Чиварди, рут Томсон. «Обо всем на свете» энциклопедия для детей «Махаон» 1999
3. Крис Окслейд, Анита Гэнери. «Юному эрудиту обо всём» энциклопедия для детей «Махаон» 2007

Категория: