IV Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Музейный урок: «Покаяние нужно живым, а не мертвым»

 

Майзнер Валентина Ильинична учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории высшего уровня,
Яницкая Валентина Ионатовна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Дашко-Николаевская основная школа», село Дашка-Николаевка Тайыншинский район СКО

Майзнер В.И. Яницкая В.И.

Цель:

  • Воспитать патриотические чувства учащихся.
  • Развить уважительное отношение к жертвам политических репрессий прошлого века.
  • Пробудить у учащихся интерес к истории своих предков.
  • Развить артистические художественные способности учащихся.

Задачи:

  1. Формирование опыта нравственного поведения личности.
  2. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся.
  3. Воспитание у учащихся любви к истории Родного края.

Оборудование: свечи, цветы, музейные экспозиции, музыкальное оформление (музыка Л. В. Бетховена).

Эпиграф:
Пусть история всех нас рассудит
И оценку пусть каждому даст.
Пусть о павших никто не забудет,
И хоть
кто-то расскажет о нас.

Музейный урок: «Покаяние нужно живым, а не мертвым»

Ведущий: История политических репрессий уходит своими корнями в древность. Борьба с инакомыслием шла в мире в разных проявлениях на протяжении веков. Наиболее остро нами воспринимаются сталинские репрессии, потому что, живы люди, пережившие их.

Чтец:
Я расскажу тебе про — великий обман:
Я расскажу тебе, как ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как — пришелец египетских стран —
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе — про великую ложь:
Я расскажу тебе, как зажимается нож
В узкой руке, как вздымаются ветром веков
Кудри у юных — и бороды у стариков.
Рокот веков.
Топот подков.

Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в ХХ веке на нашу страну. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней.

Годы и память… Эти два понятия всегда стоят рядом и неотделимы друг от друга: чем дальше годы, тем острее память. Белизною седин, россыпью мелких морщин отмечено прожитое. Время, оно, словно мельчайшее сито, отсеивает все второстепенное и оставляет в памяти человеческой только самое важное, незабываемое. Но память хранит не только светлое, но и темное. Таковыми являются и репрессии в период сталинщины.

У многих незаконно репрессированных уже не осталось в этом мире никого из родных и близких. Так нужно ли нам сейчас такое покаяние? Не просто нужно, а крайне необходимо. Хотя бы для того, чтобы впредь неповадно было кому-либо ломать чью-то судьбу, навешивая ярлык врага народа. Восстановления справедливости в отношении жертв репрессий требует само время.

Чтец: Стихотворение «Память»

Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа.

Вел ту войну палач из палачей,
С ним берии, ежовы и ягоды.
Мы испытали: нет войны страшней,
Когда воюют с собственным народом.

Страну покрыли сетью лагерей,
Где псы и стражи злые без предела.
Там зэков не считали за людей:
Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда
По знаку палачей в расстрельных списках,
И жертвы исчезали без следа.
Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет — безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.

И всегда хранить в нашей памяти,
Их забыть — для нас тяжелый грех.
Пусть воздвигнутый в Перми памятник
Будет общим — один на всех!

Трагична и печальна судьба людей, арестованных по чьему-либо грязному доносу. Берия — сталинский молох — крошил, в первую очередь, людей мыслящих и честных, способных принимать самостоятельные решения. Впоследствии этот молох превратился в целую систему, винтиками которой были угодливые исполнители. Чем угодливее винтик, тем большее кресло он занимал.

Нам, конечно, легче давать оценку событиям тех лет с высоты своего времени. Однако тогда, более полстолетия тому назад, известной всем нам «тройке» тоже, наверное, казалось, что их приговоры способствуют очищению общества. Тысячи и тысячи людей оказались в беспрерывно крутящейся мясорубке. У многих из приговоренных остались сегодня лишь фамилия да маленькое тире между датами их жизни.

Долгое время события, связанные с периодом политических репрессий 1920 — 1950гг., замалчивались. Но прошло время и стали появляться архивные публикации и воспоминания непосредственных участников трагедии минувших лет. Правда обрушилась на нас с такой беспощадной откровенностью, что стало больно и страшно.

Чтец:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что осталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей стране.
(С.Есенин)

Ведущий:

  • 1918год. Расстреляно 3000 служителей церкви.
  • 1920–1930 годы. Осуждено более 500 тысяч крестьян.
  • 1938–1941 годы. Репрессировано 3890 человек, свыше 35 тысяч из них расстреляны.
  • 1941–1950 годы. Репрессированы 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно.
  • 1940–1961 годы. Репрессировано по национальному составу 3,5 миллиона человек.

Чтец: Отрывок из поэмы «Реквием»

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных Марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Ведущий: В нашей стране 31 мая — особый день, день памяти погибшим в годы репрессий. Этот день напоминание о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

Музейный урок: «Покаяние нужно живым, а не мертвым»

Чтец: «Посвящение» А. Ахматова

Перед этим горем гнуться горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.

Ведущий: Были унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые были на самом деле преданы Родине.

Чтец:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Ведущий: Эпоха сталинского террора была отличена введением особого вида наказания — депортации отдельных народов. Были изгнаны народы Прибалтики, немцы Поволжья, Украины, народы Кавказа, корейцы, народы Таймыра, калмыки, поляки и другие народности.

Чтец:
Пусть эти дни запомнят навсегда,
Пусть эти дни запомнятся на веки
Как дни войны, Чернобыля года,
И пусть не повторятся никогда,
Оставшись лишь в сознанье человека
Пусть будет вечный покой тем,
Кто пережил репрессии и голод
О них мы память в сердце сохраним,
Пусть дети, внуки тоже это помнят.

Ведущий: Сколько из этих жертв, принял наш Казахстан? Тяжелейшие испытания выпали на долю спецпереселенцев в первые годы их пребывания в Казахстане. Северный Казахстан стал местом ссылки корейцев, поляков, немцев, чеченцев, ингушей.

Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Ведущий: В наше село Дашко-Николаевку прибыли спецпереселенцы — немцы из Украины, Поволжья, Кавказа в 1941году. Трудно найти слова и передать те страдания, унижения, оскорбления которые пришлось пережить им. Прибыло 17 семей.

Музейный урок: «Покаяние нужно живым, а не мертвым»

Ведущий: Из воспоминаний Щульца Ионата Людвиковича.

«Трудно найти слова, чтобы передать те страдания, которые выпали на наши немецкие семьи. Нужно было отмечаться в комендатуре. Некоторые местные жители воспринимали нас как фашистов, но были и очень добрые, понимающие люди, которые делились с нами последним куском хлеба, брали нас в свои семьи. А ведь на Украине у нас была обычная семья: дом, хозяйство, семь детей, нормальный крестьянский быт. Мы не могли себе и представить, что нам предстоит пережить. Но все изменилось, когда началась война и нас депортировали. Мне было тогда 11 лет».

Ведущий: Долг нынешнего поколения, да и не только нынешнего, — хранить память о жертвах политических репрессий, отдать должное пострадавшим от этой трагедии. Список репрессированных и реабилитированных в нашей Северо-Казахстанской области превышает 7 тысяч человек, расстрелянных около полутора тысяч.

Минута молчания

Чтец: Стихотворение «У памятника»

На старом Егошихинском кладбище
Среди могил, надгробий и крестов
Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:
Он состоит из лагерных столбов.

Он на бугре застыл в молчанье скорбном.
На нем «колючка» — символ лагерей —
И колокол — глашатый самых скорбных
И душу раздирающих ветвей.

В День Памяти безвинно убиенных,
Погибших от советских палачей,
На зов его глухой, проникновенный
Сюда приходят тысячи людей.

Они стоят с зажженными свечами,
И каждый в мыслях где-то далеко,
Лишь по глазам, наполненным слезами,
Понять их можно, как им нелегко.

Они родных в тридцатых потеряли
И их могил не могут отыскать.
Того, что в жизни сами испытали,
Не дай, Господь, кому-то испытать!

Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,
В нас для ответа есть еще запал,
Пока мы живы, будем мы бороться,
Тому порукой наш «Мемориал»!

Ведущий: Отдавать дань памяти всем незаконно репрессированным нужно обязательно. И не только от случая к случаю, а постоянно, чтобы не повторилась больше трагедия репрессий.

Музейный урок: «Покаяние нужно живым, а не мертвым»

Чтец: стих «Зажгите свечи»
Когда горят поминальные свечи.
И зал в минуту скорби затих,
Мне кажется, сюда, на эту встречу,
Сметаются души наших родных.

Они спешат сюда из Казахстана,
Якутии, Чукотки, Воркуты,
С Вишеры, Усолья, Магадана,
Беломора, Соловков, Читы.

Мне кажется, они своих здесь ищут,
И радуются, что хранит нас Бог,
Что «черный ворон» по ночам не рыщет,
Не слышно стука кованых сапог.

Они взвывают к нам, пока живущим,
И, кажется, мы слышим этот глас:
«Родимые, добрее станьте, лучше,
Зажгите свечи, помяните нас».

Я думаю, пока есть мы живые,
Пока потомки наши будут жить,
В день Памяти всегда, по всей России
Свечам гореть, поминовенью быть.

Горят пусть свечи светом негасимым,
И пусть в сердцах людей не гаснет свет.
Я верю: благодарная Россия
Жертв не забудет, не забудет, нет!

Ведущий: Уважаемые гости! Желаем, вам, здоровья, долгих лет жизни, обеспеченной старости, благополучия вам и вашим семьям, а также быть застрахованными от разных катаклизмов и неожиданностей!

Музейный урок: «Покаяние нужно живым, а не мертвым»

Литература и источники

  1. А. Ахматова. Стихотворения разных лет. — Издательство «Правда» 1990.
  2. М. Цветаева. Сборник стихов. — М., 1990.
  3. Архивные фонды школьного музея «Боевой и трудовой Славы».
  4. Сведения местных жителей.