Шестой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Миржакып Дулатов — поэт, разбудивший народ

6 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей
 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Какпенов Ризабек Жазитович директор,
Мусина Жанна Касымовна воспитатель
КГУ «Специальная коррекционная школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата СКО МОиН РК, г.Петропавловск

Дулатов Миржакып — поэт, писатель, публицист, переводчик, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

Дулатов Миржакып

Миржакып Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда. Происхождением из рода Мадияр, входящего в состав племени Аргын Среднего жуза.

Мальчик рано лишился матери Дамеш; она умерла, когда ему было всего два года. Отец Дулата умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакып окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Миржакыпа Дулатова.

Молодой учитель, в детстве видевший горькую долю и убогое положение бедноты, не мог стоять в стороне от бурлящих событий того времени. Определить форму участия в событиях времени Миржакыпу помогла встреча с Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым.

В 1907 году Дулатов едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға» (Молодёжи). Также он пишет статью «Біздің мақсатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность национального самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое: «Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может», — писал он.

Политическое кредо Дулатова чётко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!), первое издание которого было выпущено в Уфе типографией «Восточная печать» Товарищества «Каримов, Хусаинов и К⁰».

Тираж был немедленно конфискован. Переиздать книгу удалось только в 1911 году, когда Дулатов вернулся в Тургай.

В 1910 году Дулатов написал книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвящённым проблеме неравноправного положения женщины в том обществе. В то же время Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году его арестовывают в Семипалатинске и приговаривают к году и восьми месяцам в заключении.

После освобождения Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Қазақ» («Казах»), которую он основал в 1913 году совместно с Ахметом Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнётом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).

В 1914 году тюрколог Владимир Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Миржакыпа Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

В 1916 году Дулатов, Байтурсынов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли, «может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества». Однoвременно Дулатов стал создателем первого в казахской истории фонда помощи голодающим.

Летом 1917 года Миржакып Дулатов становится одним из организаторов Первого все казахского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш», а в декабре, вскоре после Октябрьской революции — Второго общеказахского съезда, который провозглашает Казахскую автономию как часть будущей федеративной России под управлением меньшевиков. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» под руководством Букейханова и Байтурсынова.

Параллельно Дулатов возглавляет комитет помощи голодающим казахам Семиреченской и Сырдарьинской областей, основанный при посредничестве молодёжной организации «Жанар». Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя и вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.

В 1922 по 1928 годы занимался преподавательской деятельностью в Казахском народном институте просвещения в Оренбурге; работал в судебных организациях Петропавловска и Семипалатинска, в органах печати в Кызыл-Орде.

Дулатов известен и как переводчик произведений русских и европейских классиков(А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. Шиллер, Г. Тукай)

Неоценим вклад М. Дулатова и в развитие казахской публицистики.

В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита. Опасность яналифа он видел в разрыве связи народа с письменной историей. По мнению Дулатова, смена алфавита могла положить начало деградации родного языка и отчуждению народа от собственной истории.

29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме и поместили в кзыл-ординскую тюрьму. В соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймаутов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в национализме Миржакып отвечал: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам». В своём официальном последнем слове он заявил: «Ради будущего своего народа я обязан делать всё возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Дулатов был приговорён к смертной казни через расстрел, но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. К тому времени имя Миржакыпа уже было в «Литературной энциклопедии», а также в «Малой советской энциклопедии». Благодаря этому в лагере его узнал учёный и священник Флоренский, который смог устроить его фельдшером в больнице. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Миржакып Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения. Инициатором реабилитации стала его дочь Гульнар (1915–2013), врач по профессии. Гульнар Дулатова также была инициатором реабилитации других деятелей «Алаш-Орды», таких как Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов.

Однако согласно другим источникам, фактическая его реабилитация состоялась лишь в апреле-мае 2004 года, когда прокуратурой г. Алматы по заявлению внучатого племянника Дулатова было истребовано из архива ДКНБ по г. Алматы уголовное дело в отношении Миржакыпа Дулатова по обвинению по ст. 58-2 УК РСФСР. В 2004 году прокуратурой г. Алматы родственникам была выдана официальная справка о реабилитации Дулатова в соответствии со ст. 14 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

В 1990 году Правительством Карельской АССР была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакыпа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Миржакыпа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Джангельдинского района Тургайской области (ныне входит в состав Костанайской области).

Ежегодно Союзом писателей Казахстана присуждается литературная премия им. М. Дулатова.

С 2003 года Костанайский инженерно-экономический университет носит его имя.

В 2005 году в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби в Алматы был открыт памятный барельеф основателям казахской журналистики и печати Алихану Букейханову, Ахмету Байтурсынову и Миржакыпу Дулатову.

Именем М. Дулатова названы улицы в Нур-Султане, Алматы, Костанае и других городах Казахстана.

Миржакып Дулатов останется в памяти народа как поэт, разбудивший дремлющий казахский народ. Основная его заслуга в том, что в самое сложное и переломное историческое время, когда появление национальной культуры, духовности, языка расценивалось в негативном контексте, он прилагал усилия, чтобы сохранить, укрепить, развить и приумножить богатейшую культуру и литературу, стремился обеспечить духовное будущее соотечественников, старался проявить и укрепить дух казахского патриотизма.

В статье использованы материалы из учебника Казахская литература, энциклопедий, интернет-ресурсов.

Категория: