Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Мастер-класс по теме: «Использование ИКТ в организованной учебной деятельности»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Стрельникова Вера Александровна воспитатель, категория высшая, стаж работы - 35 лет, ГККП ясли-сад «Петушок». Казахстан, город Петропавловск

Стрельникова Вера Александровна

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе.

Образовательные области: «Познание. Социум. Коммуникация»

Раздел: Экология

Тема: «Здравствуй лес, полон сказок и чудес»

Форма проведения: по подгруппам.

Цель: Уточнить и расширить представление детей о деревьях, через системный оператор. Продолжать учить работать на компьютере и на интерактивной доске. Развивать речевую активность, логически точно выстраивать речевые конструкции. Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.

Дидактический материал: флипчарты, музыкальное сопровождение, презентация, фрагмент фильма.

Творческие задания: ЭДЗ «Составь эмблему»

Интернет-ресурсы: фильм «Белка», mp3 «Звуки птиц», gif-картинка «Костер».

Қостілдік компоненті (биллингвальный компонент):
Бакыт тілейме, ашык аспан тілеймен, денсаулык тілеймен, бейбетшілік тілеймен, жаксылык тілеймен, махаббат тілеймен
Шырша, емен, шие, танкурай, байтерек, кайын, карлыған, карағаш, карақат, карағай, коктерек.

Ход организованной — учебной деятельности:

Дети входят в компьютерный класс — здороваются

Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас гостей, что вы им хотите пожелать?

Дети:
Бакыт тілеймен — счастья
Ашык аспан тілеймен — мирного неба
Денсаулык тілеймен — здоровья
Бейбетшілік тілеймен — мира
Жаксылык тілеймен — добра
Махаббат тілеймен — любви

Воспитатель: Вижу гостям понравились ваши пожелания? Они улыбаются? И от их улыбок ярко светит солнце,
Что с солнышком приходит?

Дети: (Весна)

Воспитатель: Что весна приносит?

Дети: Радость, горячее солнце, дожди, таяние снега. Журчат ручьи, прилетают птицы, растут растения, оживает лес.

Воспитатель: Верно, все это происходит весной. И я приглашаю вас вместе с гостями отправиться в лес, послушать, посмотреть и понаблюдать это чудо.

(Дети поворачиваются к интерактивной доске — смотрят фильм «Лес»)

Приложение № 1

Воспитатель: Мы попали в лес, где растут только Ели. Как он называется?

Дети: (Ельник)(Слайд № 1)

Воспитатель: В этом лесу растут только сосны. Это?

Дети: (Сосновый бор) (слайд № 2)

Воспитатель: Участок леса, где растут только дубы, называется?

Дети: (Дубрава)(слайд № 3)

Воспитатель: Как называется этот участок леса?

Дети: (Березовая роща)(слайд № 4)

Воспитатель: В каком лесу мы сейчас оказались?(слайд № 5)

Дети: (В смешанном лесу)

Воспитатель: Почему, вы так решили?

Дети: (Потому — что в этом лесу растут хвойные и лиственные деревья)

Воспитатель: Вы правы, в лесу растут деревья. (дети подходят к интерактивной доске)

Системный оператор на интерактивной доске «Дерево» Приложение № 2

Воспитатель:1, Что это? (воспитатель выкладывает на 1 экран картинку дерева)

Дети: Дерево

Воспитатель: Каким оно было раньше?

Дети: (маленьким)

Воспитатель: А маленькое дерево, чем было раньше?

Дети: (росточком)

Воспитатель: А росточек чем был?

Дети: (семечкой)

Воспитатель: Каким будет дерево в будущем? Что с ним произойдет?

Дети: (оно вырастит, станет большим деревом)

Воспитатель: Так как дерево размножается? Выложите цепочку размножения дерева (дети выкладывают во 2 экран цепочку)

3 Свет

Тепло

Вода

почва

1 картинка дерева

5 Ель, сосна, берёза, липа, клен, тополь, осина и т.д.

4 корень

Ствол

Ветки

Почки

Листья.

2 Семечка-росток-маленькое деревце-большое дерево.

6 в парке, рядом с домом, на даче, в лесу

 

Воспитатель: Какие условия необходимы для роста дерева?

 

Дети: (Свет, вода, тепло, почва) (дети помещают в 3 экран)

Воспитатель: Что есть у дерева

Дети: (корень, ствол, ветки, почки, листья) (4 экран)

Воспитатель:4 Какие вы знаете деревья?

(Дети называют деревья и выставляют картинки деревьев в 5 экран)

Воспитатель: Как вы думаете, деревья живые? Дети: (да) Почему?

Дети: (Потому-что оно питается водой, его корни уходят глубоко под землю, чтобы добраться до воды. Дерево вдыхает углекислый газ, а нам дает кислород)

Воспитатель:5 Где можно полюбоваться деревьями? Дети: (в парке, рядом с домом, на даче, в лесу) (экран 6)

Воспитатель: Что такое лес? Дети: (Место где растут деревья и кустарники)

Воспитатель: Чем отличаются деревья и кустарники?

Дети: (У деревьев один ствол, у кустарников много стволов. Деревья высокие, кустарники низкие)

Воспитатель: Совершенно верно, Поиграем

Игра «Деревья и кустарники»

Шырша — Ель
Емен — Дуб
Шие — Вишня
Танкурай — Малина
Байтерек — Тополь
Қайын — Берёза
Қарлыған — Крыжовник
Қарағаш — Вяз
Қарақат — Смородина
Қарағай — Сосна
Қоктерек — Осина

(Воспитатель называет деревья — дети поднимают руки. Называет кустарники — дети приседают)

Воспитатель: Поиграли, идем дальше. (Звукозапись «Голоса птиц») Но, что случилось с птицами, почему они так шумят?

Дети: (наверное птицы перемешались, поэтому и шумят)

Сделаем доброе дело! Разделим зимующих и перелётных птиц.

Приложение № 3. Флипчарт «Птицы»
(Дети разделяют птиц на интерактивной доске зимующих и перелётных)

Воспитатель: Молодцы ребята, сделали доброе дело, можно идти дальше.

Физминутка: «Прогулка в лесу»

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали,
На нос села пчела,
Посмотрите вниз друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!

Ребята присаживаемся, и отдохнём.

(Дети поворачиваются к интерактивной доске. На доске картинка «в лесу горит костер»)

Воспитатель: Посмотрите дети, костер горит и никого нет. Кажется в этом лесу побывали горе — туристы. Костер не потушили, мусор не убрали, так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вы, знаете ребята, как правильно вести себя в лесу?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас мы это проверим! (Решение ситуаций)

1 Ситуация: Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему? (ответы детей)

2 Ситуация: На лесной полянке вы увидели красивые ярко цветущиерастения. Как вы поступите? Почему? (ответы детей)

3 Ситуация: После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором и костром? Почему?

Дети: (Нужно обязательно убрать мусор за собой и потушить костёр. Если этого не сделать может произойти пожар, сгорит лес )

Воспитатель: Как здорово, что вы это понимаете, деревья вас услышали и очень обрадовались. Ведь они живые и могут показать своё настроение. Представте, что вы берёзки, покачайтесь, как качаются берёзки.

(Слайд «Березовая роща»)

Воспитатель: Расскажи берёзка Вероника, о чем ты думаешь?

Ребёнок: (Моя берёзка весенняя, думает поскорее бы распустились листочки и все бы мной любовались. И не ломали мои веточки)

Воспитатель: Думаю этого не случится, почему берёзка София ты грустная, о чём ты переживаешь

Ребёнок: Я переживаю, что придут люди брать сок, забудут замазать дырочку. Я могу погибнуть, весь сок вытечет.)

Воспитатель: Что Владик, твоя зимняя березка нам поведает?

Ребёнок: (Хорошо, что на меня упал снежок и мне очень тепло спать.)

Воспитатель: У тебя какая березка?(осенняя) О чем она думает Артем? Ребёнок:(Чтобы поскорее опали мои листочки, дети пришли в парк, ходили по листочкам и слушали песенку ш-ш-ш-ш

Воспитатель: Верно, если прислушаться, то листочки действительно поют песенку. А березка Маша, похоже летняя. Что нам расскажешь?

Ребёнок: (Как хорошо, что у меня поселились птички, мы с ними вместе поём песенки)

Воспитатель: Берёзка Стасик, о чем говорили твои листики?

Ребёнок: (Скорее подул бы ветерок, и все гусеницы упали, чтобы не съели мои листочки)

Воспитатель: Конечно, ветерок тебе поможет, послушаем березка Милана тебя.

Ребёнок: (Уменя красивое золотое платье, все любуются, какая я красивая.)

Воспитаталь: Я с тобой согласна, твоя березка осенью прекрасна! А ты была весенней березкой? О чем думала?

Ребёнок: (Я уже проснулась, одену свой весенний наряд, скоро прилетят мои друзья птички)

Воспитатель: Вот теперь мы узнали, о чем думают и волнуются березки, чем и как мы их можем успокоить?

Дети: Не разорять птичьих гнезд. Не брать птенцов из гнезда. Не ломать ветки, не рвать цветы. Не стучать по деревьям, не кричать в лесу. Нельзя громко слушать музыку. Не разводить костры, если так случилось, обязательно затушить костер. Не разорять муравейники. (Муравьи приносят большую пользу, поедая вредных гусениц, которые питаются зеленью)

Воспитатель: Я вижу вы знаете как себя вести в лесу, и никогда не причините вред природе. Вы настоящие защитники природы! А чтобы об этом все знали, мы сделаем эмблемы. Займите места за компьютером.

Приложение № 4.ЭДЗ «Составь эмблему»

Воспитатель: Послушайте задание. Поместите в красный круг только те картинки, которые соответствуют защите природы

(Дети за компьютерами выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы ребята! А вы знаете, что людей которые помогают природе называют — экологами. Вы сегодня стали настоящими экологами! Я вас поздравляю! Поэтому, в наши ряды, мы можем принять гостей и подарим им свои эмблемы.
(Дети дарят эмблемы гостям, прощаются и идут к себе группу.)